Материалы и рецептуры грунтов, используемых в живописи».
Преподавателя МОУ ДОД ДХШ
Ивкина Евгения Васильевича
Предварительный просмотр:
Изучение техники живописи должно начинаться с изучения используемых материалов. Знание материалов, используемых в подготовке основы для масляной живописи, во многом может способствовать совершенству работы.
Только после того, как учащиеся усвоят основы технических знаний в этой области, художник-преподаватель может обучать их живописи. Знание техники живописи дает начинающему художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения. На первых занятиях масляной живописью уделяется особое внимание в выборе материала, подготовке и грунтовке основы для работы красками.
Материалы для основы.
В древности в качестве основы для живописи служили дерево, камень, мрамор, металл, пергамент, холст и т.п. Предпочтение тогда отдавалось дереву. Более широкое распространение холст находит при Рафаэле, а с XVII века он вытесняет все другие материалы, в том числе и дерево, и становится самым популярным материалом в качестве основы для станковой масляной живописи.
Холст своими руками. Как самостоятельно изготовить холст для живописи. Натяжка. Проклейка. Грунтовка
В настоящее время, кроме холста, имеют довольно значительное применение картон, а так же ДВП ( древесно — волокнистая плита или оргалит), употребляемые, главным образом, для небольших этюдов и эскизов. Деревянные доски теперь употребляются редко, в основном в иконописи, а камень, стекло, металл почти не имеют применения.
Картон лучших сортов по сопротивляемости разрушительному воздействию времени превосходит холст. Он не подвержен загниванию и не склонен к растрескиванию и разрывам. Но картон обладает весьма существенным недостатком — он легко коробится, довольнл ломок, подвержен повреждению грибками плесени, под влиянием солнечного света выцветает и желтеет.
В торговле имеется тряпичный картон серого цвета и древесный светло-желтого цвета. Первый, благодаря своему происхождению, обладает плотностью и эластичностью, второй же ломом и рыхл.
Картон соломенный зеленовато – серого цвета непрочен, ломок, имеет грубую неровную поверхность, куда вкрапливаются кусочки соломы. Для грунтовки употреблять его не следует.
Грунтовать картон необходимо с двух сторон во избежание искривления. Кроме того, его желательно прикреплять к подрамнику. Иногда на картон наклеивают холст.
Готовый грунтованный картон, имеющийся в продаже, не всегда обладает одинаково ровной и шероховатой поверхностью грунта. Краски на нем склонны к пожуханию. Кроме того, он часто сильно коробится.
Бумага предназначенная для грунтовки, как и картон, способна, лучше, чем холст, противодействовать отрицательному воздействию времени и почти не реагировать – не расширяться, не сжиматься – на изменения температуры и влажности воздуха.
Масляная живопись, выполненная на бумаге, не подвергается расшатыванию и растрескиванию. Но бумага, какая бы плотная она не была, является сама по себе материалом очень не прочным на механические воздействия: очень легко разрывается, мнется, прокалывается и т.д.. Кроме того, при повышенной влажности она деформируется и повреждается микроорганизмами.
Натяжка проклейка и грунтовка холстов
На грунтованном ДВП пишут небольшие вещи, т.к. оргалит коробится тем сильнее, чем больше его размеры.
Популярность Холста в масляной живописи связана с его сравнительной дешевизною, легкостью и портативностью. Холст, как материал служащий основой для живописи, имеет большие преимущества перед другими материалами. Но он имеет и ряд недостатков.
Написанные на холсте картины легки их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, их не трудно переносить и перевозить из одного места в другое, что представляет большие удобства, особенно при организации выставок. Недостатком холста является его слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его можно продавить, проколоть, порезать, разорвать. Кроме того, холст сильно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха.
Самой прочной тканью является льняной холст, затем – пеньковый. Хлопчатобумажные ткани уступают им по прочности.
Холст для грунтовки должен быть плотным и соткан из ровных, без утолщений и узлов, ниток, и иметь разнообразное зерно, от очень крупного до самого мелкого. Однако тонкие холсты с очень мелким зерном нельзя употреблять в качестве основы для картин, написанных пастозно, и тем более картин больших размеров.
Перед нанесением грунта ткань должна быть промыта в горячей воде, что способствует удалению растворимых солей и сахара, содержащихся в материале. Кроме того, такая промывка способствует некоторому уменьшению «движения» холста при изменениях влажности воздуха.
Назначение грунтов и предъявляемые требования.
Как известно, покрытие основы грунтом не требуется для разводимых водой клеевых красок, таких как акварель, гуашь и красок употребляемых в виде карандашей, например пастель, сангина и др. Они могут наноситься без грунтовки.
Совсем иначе обстоит дело с красками на масляной основе. Писать масляными красками на не загрунтованных холсте, картоне и так часто используемом ДВП (оргалита) нельзя, так как масло впитывается в основу, с одной стороны, оставляет краски без необходимого для их прочности нормального количества масла, отчего краски жухнут, сила сцепления их с основой слабеет, и они растрескиваются, а с другой стороны масло разрушающим образом действует на холст. К тому же художник не сможет свободно и легко писать на основе без грунта, так как движения кисти будут тормозиться быстро загустевающими красками.
Под грунтом подразумевается первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, состоящая в выравнивании его поверхности и окраске в тот или иной цвет, для чего пользуются красящими и связующими веществами.
Доброкачественный грунт является одним из главнейших, решающих факторов, предопределяющих прочность и сохранность произведений масляной живописи. Неудовлетворительный по качеству грунт сам быстро испортится и неминуемо приведет нанесенный на нее красочный слой к сморщиванию – оседанию, растрескиванию – кракемору и осыпанию. Вот почему к качеству грунтов надо предъявлять очень строгие требования.
Выпускаемые в настоящее время грунтованные холсты м картон по своему качеству, по цене не всегда удовлетворяют художника. В то же время начинающие художники, сами грунтующие для себя холсты, не всегда считаются с элементарными правилами приготовления грунтовых составов и последовательностью их нанесения, а в иных случаях, по незнанию прибегают к материалам недопустимым в грунтовке холста или картона.
Поэтому на первых занятиях по технологии масляной живописи учащиеся должны хорошо знать свойства, положительные и отрицательные стороны и все особенности грунтов разных видов и соблюдать определенную последовательность и основные правила грунтовки.
Назначение грунта состоит в следующем:
- придавать поверхности грунтуемого материала на всем его протяжении, предназначенном для живописи, однородную плотность и шероховатость, что будет способствовать наиболее крепкому и прочному сцеплению красочного слоя с основой;
- препятствовать впитыванию основой (холстом) масла из красок, вследствие чего нарушается нормальное количественное соотношение между красящим и связующим веществами красок, вызывающее пожухание и понижение тона, и не позволяющее образование прочной пленки масляных красок;
- изолировать холст от масляного связующего красок, разрушающим образом действующего на ткань;
- делать поверхность основы ровной, однородной и удобной для работы, а также обеспечить более равномерное высыхание красок;
- придавать основе тот или иной цвет, вводя краски в сам грунт или нанося на белый грунт тонкий слой краски нужного тона, так называемую «имприматуру».
Многие века для живописи на холсте применялся особый грунт, представляющий собой смесь из муки и орехового масла, в которую вводили свинцовые белила. Перед нанесением такого эластичного пастообразного грунта холст предварительно покрывали жидким клеем.
По составу связующих веществ грунты разделяются на масляные или полумасляные или клеевые грунты. Сущность масляного грунта заключается в том, что грунтующий материал покрывается слоем масляной краски. Будучи сильно просушенным, масляный грунт почти или совершенно не втягивает масла из наносимых на него масляных красок, почему последние не «жухнут» на нем, т.е. не теряют из своего состава масла, что в значительной мере облегчает живопись.
Но наряду с этими преимуществами масляный грунт и крупные недостатки, а именно: масляные краски скользят на нем, что представляет большое неудобство при работе по сырому грунту, но еще более существенным недостатком такого грунта является слабое его скрепление с красками.
Применение масляного грунта, начало которому было положено во времена Ренессанса и Барокко, очень дурно сказалось на сохранности живописи позднейших эпох, так как в этот промежуток времени состав связующего вещества масляных красок сильно изменился к худшему, а сам грунт сделался в XIX столетии предметом фабричного производства.
На нерациональность применение масляного грунта в живописи одним из первых указал французский художник Вебер, и в настоящее время относятся к масляному грунту с большой осторожностью.
Вред, нанесенный живописи масляным грунтом весьма ощутим. Достаточно можно убедиться в этом на ряде произведений лучших русских мастеров позднейшей школы живописи, которые более или менее пострадали от него. Между таковыми приходится, к сожалению, назвать произведения И.Репина, В.Сурикова, братьев Маковских, Нестерова, Левитана, В. Верещагина и других живописцев.
Самостоятельно масляный грунт готовится таким образом:
На подрамник (без крестовины) натягивается хороший плотный холст, который проклеивается затем один раз слабым раствором рыбьего клея или желатина. Раствор клея готовится настолько жидким, что при охлаждении не студенится; наносится на холст в горячем виде. Высушив холст, зачищают его наждачной бумагой, затем берут обыкновенные свинцовые масляные белила (цинковые белила в масляном грунте не должны иметь применения), примешивают к ним небольшое количество масла и наносят их на холст металлическим шпателем, который должен быть крепким, гибким и гладким. Краска сильным нажимание на холст вдавливается скважины холста и его углубления; толщина слоя краски должна быть ничтожна и определяется сама собою зернистостью холста. Загрунтованный таким образом холст выставляется для просушки в теплое место и менее чем через год он становится готовым для живописи.
Ввиду того, что масляный грунт имеет отрицательные качества и очень длительное время сушки, в художественной школе на занятиях живописи его готовить не рекомендуется.
Полумасляные грунты во многом отличны по свойствам от масляного грунта, перед которым они имеют значительные преимущества: грунты эти не требуют много времени на их подготовку, выдерживание и просушивание. Но и полумасляный грунт имеет свои сложности. Составляя грунт, следует строго придерживаться данных рецептуры, отвешивая и измеряя точно количество материалов и воды, полагающихся для составления грунта, но ни в коем случае не беря их на глаз. Даже при большой практике при подобном подходе к делу могут произойти неприятные ошибки.
Клеевой грунт характеризуется тем, что в нем вовсе не содержится масла. Он состоит из одной или двух проклеек и нанесенных на них слоев собственно грунта, состоящих из растворов клея с размешанным в нем пигментом и введенными в него пластификатором и консервирующим веществом.
Клеевым грунтам свойственно сильно впитывать масло из наложенных на них масляных красок, что приводит к их пожуханию.
Наиболее безопасным и удобным во всех отношениях грунтом является эмульсионный грунт, который я и предлагаю учащимся на занятиях масляной живописи.
Эмульсионный грунт давно уже занял в живописи подобающее место, и все более вытесняет другие грунты. Грунт этот следует считать наиболее отвечающим на запросы масляной живописи. Эмульсионный грунт нерастворим в воде и не поддается действию сырости. Эмульсионный грунт быстро высыхает и позволяет работать на нем через 1-2 дня после приготовления. Свойства грунта втягивать в себя небольшое количество масла из красок характерно для него и весьма ценно, так как даже при минимальном всасывании масла из красок получается полная гарантия в прочном прикреплении к нему слоев масляной живописи.
Составы даже для одного и того же грунта не являются строго определенными и постоянными, рецептура их имеет свои отклонения и варианты. Отсутствие точной, унифицированной рецептуры для каждого вида грунтов объясняется тем, что основа (холст, картон и т.п.) бывает различна по фактуре – толщине, плотности, характеру плетения нитей и тем, что требования художников, предъявляемые к грунтам, зависящие от индивидуальной их манеры и техники живописи, неодинаковы – одни пишут на холсте с тонким грунтом , лишь слегка покрывающим нити холста и хорошо сохраняющим его зерно и шероховатую поверхность, другие предпочитают холст, покрытый плотным слоем грунта, придающим грунту гладкую поверхность, некоторые любят впитывающие, тянущие грунты, другие – не впитывающие. Большинство художников пользуются холстами с грунтом белого цвета, но некоторые предпочитают тонированные грунты.
Холст (картон и т.п.), перед нанесением грунта, предварительно проклеивается клеевым раствором (проклейка холста).
Проклейка холста зависит от плоскости ткани и ее зернистости. Для проклейки используются клеи животного, растительного происхождения и синтетические клеи.
Рыбий клей добывается из плавательных пузырей рыб семейства хрящевых: осетровых, белуги и других. Рыбий клей можно рекомендовать как лучший для проклейки холста. Однако, он мало употребляется в технике в следствие своей дороговизны и так как его не легко найти в продаже в художественных салонах небольших городов.
Желатин, казеин так же можно использовать для проклейки. Однако эти клеи обладают кроме положительных, отрицательными свойствами, так как имеют меньшую эластичность, что влечет к жесткости и хрупкости клеевой пленки.
Поэтому по доступности и надежности учащимся удобней всего применять для проклейки холста клей ПВА (поливинилацетат). Клей ПВА относится к синтетическим клеям и представляет собой искусственные водорастворимые смолы. Клей обладает хорошей клеющей силой, пленка его в большей или меньшей степени эластична, не подвержена загниванию и поэтому не требует применения пластификаторов – смягчителей и консервирующих веществ – антисептиков.
Будем надеяться, что искусственные смолы займут важное место и постепенно вытеснят клей животного и растительного происхождения.
Рецептура эмульсионного (акрилового) грунта
Наименование грунтовых составов
Источник: nsportal.ru
Текст книги «Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов»
К растительным клеям относятся мука, крахмал, декстрин, их получают из картофеля, пшеницы и других злаковых.
В живописи из многочисленных видов клея растительного происхождения употребляется главным образом крахмал – картофельный, пшеничный, а также пшеничная мука.
Растительный клей в западноевропейской живописи использовали при изготовлении грунтов живописцы XVI–XVII вв. Смесью из просеянной муки и животного клея замазывали отверстия холста редкого плетения. Из тонко смолотой пшеничной муки варили клейстер, смешивали его с льняным или ореховым маслом и добавляли свинцовые белила, таким образом приготовляя грунтовочную массу для холста.
Русские живописцы XVI и середины XVII в. иногда готовили холст под масляную живопись проклеенным клейстером, сваренным из пшеничной муки. Способ приготовления клея из муки или крахмала, который принято называть клей стером, таков. Крахмал или мука высыпается в определенное количество воды и тщательно перемешивается, чтобы не образовалось комков.
После этого сосуд ставится на огонь, а полученная масса помешивается, причем держится на огне до тех пор, пока мука или крахмал не обратятся в клейстер. Клейстер после охлаждения студенится, особенно если он в горячем состоянии густ, что следует учитывать при работе с ним. Употреблять в дело лучше всего только что сваренный клейстер, так как на другой день он уже начинает выделять из себя воду и качество клейстера снижается.
В настоящее время не применяются грунты, которые содержат муку или мучной клейстер, так как они обладают гигроскопичностью, легко поглощают влагу, быстро отсыревают и загнивают, а также поражаются вредителями.
Эмульгаторы
Яичные желтки выступают в качеству эмульгатора – вещества, облегчающего получение эмульсионных грунтовых составов, придающего им (грунтам) большую прочность, нерасслаиваемость и эластичность. Что касается яичных белков, то они после высыхания образуют прозрачные, очень хрупкие пленки, поэтому в грунтах их не применяют.
Пластификаторы
Это смягчающие вещества: мед, глицерин, касторовое масло. Они добавляются в грунтовые составы для повышения эластичности грунтов (причем в очень малых количествах, так как их излишек может отрицательно повлиять на устойчивость грунтов и ослабить их).
Мед состоит в основном из смеси водных растворов виноградного сахара (декстрозы), плодового сахара (левулезы) и тростникового сахара. Ввиду непостоянного состава меда, его повышенной кислотности и некоторых других недостатков в качестве пластификатора для грунтов употреблять его следует с большей осторожностью.
Глицерин представляет собой трехатомный спирт, получаемый в результате расщепления жиров щелочами. Глицерин бесцветен, легко растворим в воде и винном (этиловом) спирте, к сожалению, сохраняет эластичность грунта лишь временно, до момента улетучивания.
Касторовое масло добывается из семян растения клещевины. Оно относится к невысыхающим маслам, т. е. не способным образовать твердую пленку. Его добавляют в грунты, содержащие в своем составе масло в минимальных количествах.
Консервирующие вещества
Вещества-антисептики предохраняют от плесневения и загнивания грунты, в состав которых входит клей. К ним относятся фенол, формалин, пентахлорфенолят натрия и алюминиево-калиевые квасцы.
Фенол представляет собой чистую карболовую кислоту в виде прозрачных кристаллов. Получается из каменноугольной смолы. Фенол ядовит и требует осторожного обращения, особенно нужно беречь глаза. Это один из очень сильных антисептиков, однако его консервирующая способность довольно быстро иссякает.
Формалин – водный раствор формальдегида, бесцветного газа с крайне удушающим запахом, раздражающим образом действующего на слизистые оболочки и вызывающего слезотечение. Он слабее фенола, также недолгого действия; пленки животного клея задубливаются, становятся нерастворимыми в воде, причем приобретают некоторую хрупкость и растрескиваются, если их смочить формалином.
Пентахлорфенолят натрия является производным фенола. Это порошок или паста со слабым запахом карболовой кислоты. Он полностью растворяется в воде, окрашивая ее в коричневый цвет. Пентахлорфенолят натрия обладает более стойким консервирующим свойством по сравнению с фенолом.
Алюминиево-калиевые квасцы – это двойная соль сернокислых калия и алюминия. Квасцы обладают небольшой консервирующей способностью. Если их добавить в клеевой раствор, то после высыхания клеевая пленка становится нерастворимой в воде. Однако квасцами не следует злоупотреблять из-за их влияния на качество клеевых растворов и пленок.
4. Виды грунтов
Грунты в масляной живописи необходимы прежде всего для прочной связи красочного слоя с основой (холстом), с одной стороны, и для предохранения холста от разрушения вследствие проникновения в него масла из масляных красок – с другой. Отсюда возникают требования, предъявляемые к грунту.
• Грунт, закрывая фактуру холста, образованную пересечением нитей утка и основы, должен придать поверхности однородность и требуемый цвет.
• Грунт должен придать поверхности холста высокие адгезионные свойства (способность удерживать краски).
• Грунт должен быть мягким и эластичным, не растрескиваться при сворачивании холста в рулон. Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой и матовой. После покрытия холста грунтом не должна потеряться фактура холста.
• При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте).
• На обратной стороне загрунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.
• Грунт должен смягчать разницу в колебаниях между красочным слоем и основой в результате воздействия атмосферных явлений. Чем тоньше слой грунта, тем он эластичней.
• Грунт, состоящий из нескольких тонких слоев, эластичней, чем грунт, состоящий из одного слоя той же толщины.
Грунты для масляной живописи в зависимости от входящих в их состав веществ бывают: клеевые, полумасляные, масляные и эмульсионные.
Клеевой грунт
Характерной особенностью клеевого грунта является то, что в его состав не входит масло. Он состоит из одной или двух проклеек и нанесенных на них слоев грунта, содержащих раствор клея с размешанным в нем пигментом: мелом, гипсом – и введенными в него пластификатором и консервирующим веществом.
Клеевые грунты сильно впитывают масло из наложенного красочного слоя. На чрезмерно впитывающих грунтах происходит пожухание красок. Для уменьшения впитывающей способности клеевого грунта его покрывают слабым раствором рыбьего клея, желатина или слегка протирают отбеленным маслом.
Клеевой грунт имеет матовую поверхность, не требует выдержки временем, но надо иметь в виду, что клеевые пленки, в состав которых входит мед или глицерин, требуют выдержки примерно до 12 суток для стабилизации и потери излишней влаги.
Клеевые грунты имели широкое распространение среди художников прошлых веков, как в Западной Европе, так и на Руси. В масляной живописи клеевые грунты являются прекрасным материалом для покрытия не только дерева, но и холста. Прочность и стойкость этих грунтов к атмосферным и иным физико-химическим и механическим внешним влияниям вполне проверена временем на ряде картин старых мастеров.
По сравнению с грунтами других составов клеевые грунты имеют целый ряд существенных преимуществ. Они легко и быстро изготавливаются, обеспечивают прочное сцепление красочного слоя масляных красок с поверхностью грунта. Благодаря своей пористости этот грунт позволяет краскам чрезвычайно прочно спаиваться с ним, причем пожухание масляных красок, происходящее на обыкновенных клеевых грунтах, здесь легко устраняется нанесением на грунт тонкого слоя имприматуры.
Первые станковые картины, выполненные масляными красками на холсте и на дереве, имели клеевые грунты; в дальнейшем с развитием техники масляной живописи в XVI и особенно в XVII в. клеевые грунты не только сохранили свое значение, но и оказались наиболее востребованными.
Особый интерес для нас представляют клеевые грунты мастеров живописи XVI и XVIII вв., их состав и способы приготовления, несколько отличающиеся от современных.
Клеевые грунты живописцев прошлого имели в своем составе три слоя грунтовки, покрывавшей поверхность холста. Первым основным слоем была клеевая основа грунта, которая наносилась на поверхность холста 2–3 тонкими слоями жидкого пергаментного или перчаточного клея; иногда их число доходило до 5. Проклейка холста производилась теплым клеем, излишки которого тотчас же удалялись специальным металлическим скребком. Этот первый клеевой слой грунтовки являлся основой всего грунта и его назначение заключалось в связи холста картины со вторым основным слоем грунта, одновременно он служил естественной преградой на пути проникновения масла в ткань холста, тем самым предохраняя холст картины от разрушения его маслами.
Главное назначение второго слоя грунтовки – организация связи между клеевой основой и красочным слоем, а также создание ровной, твердой и эластичной поверхности, пригодной для живописи. Второй слой приготовлялся из мела, тонкого гипса или колокольной глины, смешанных в определенной пропорции с жидким пергаментным, перчаточным или иным видом животного клея. Такие сухие материалы, как тонкий гипс, мел, жженая колокольная глина, в мелко измельченном виде стирались на каменной плите с горячим клеем. Приготовленная таким образом смесь наносилась очень тонкими слоями на проклеенный холст (число слоев иногда доходило до 7–8, однако зачастую вполне хватало и 2 слоев.)
Вместо гипса и мела изредка употреблялась пережженная земля (колокольная глина), промытая водой, и просушенная горшечная глина, а также просеянная зола. Часто к гипсу и клею добавляли жженую охру. Первый (а иногда и второй) слой грунта по силе его высыхания шлифовался пемзой; при этом устранялись все неровности загрунтованной поверхности холста. Каждый последующий слой грунта наносился только на хорошо просохший предшествующий ему слой.
В подавляющем большинстве случаев живописцы XVI–XVIII вв. не ограничивались этими двумя основными слоями грунтовки и покрывали поверхность грунта тонким слоем специальной грунтовочной краски, называемой имприматурой. Имприматура наносилась только на хорошо просохший грунт. Приготовлялась она из свинцовых белил, неаполитанской желтой и колокольной жженой земли, которые стирались на льняном или ореховом масле, сваренном со свинцовым глётом.[15] 15
Глёт – окись свинца.
[Закрыть] По мере перехода от светлых грунтов к темным в имприматуру стали добавлять умбру, сурик и угольную черную, иногда – жженую красную охру или жженую красно-коричневую охру, стертые с вареным со свинцовым глётом льняным или ореховым маслом.
Имприматура играла весьма значительную роль в грунтах прошлого. Нанесенная тонким слоем, она препятствовала проникновению масла из красочного слоя в грунт, что предотвращало пожухание красок, столь распространенное явление в наше время.
Клеевые грунты, использовавшиеся живописцами XVI–XVIII вв., были очень совершенными. Их отдельные слои прочно скреплялись между собой, и весь грунт крепко держался на поверхности холста. Кроме этого, они обеспечивали хорошую связь с красочным слоем, что в большей степени происходило благодаря имприматуре.
Грунты, которыми пользовались русские художники XVII и начала XVIII вв. для живописи масляными красками на холсте, представляли собой смесь из кожного или рыбьего клея с мелом и немецкой черленью (красная земля). Исследования фрагментов подлинного грунта произведений А. Матвеева, Д. Левицкого, О. Кипренского, В. Тропинина и К. Брюллова помогли уточнить рецептуру использованного ими способа грунтовки холста: на проклеенный животным (возможно, рыбьим) клеем холст очень тонким слоем наносился клеемеловой грунт в 2–3 приема, а поверх него шел очень тонкий слой масляной краски того или иного цвета.
Полумасляный грунт
Полумасляные грунты можно подразделить на два вида. Первый вид – это клеемеловые грунты, в состав которых входят несколько слоев проклейки и грунта, последним, завершающим слоем является тонкий слой масляной краски, часто называемой «имприматурой». Грунты первой группы были очень широко распространены в масляной живописи в XVI–XVIII вв.
В сущности, подавляющее большинство клеемеловых грунтов западноевропейских художников XV–XVIII вв., последним слоем которых была «имприматура», состоящая из тонкого слоя масляной краски, можно отнести к первой группе полумасляных грунтов. Строение и состав этих грунтов рассматривались выше. Их применение в художественной практике живописцев Западной Европы и России в XVII–XVIII вв., первой половине XIX в. убедительно показало высокое качество этих полумасляных грунтов.
Приготовление полумасляного грунта заключается в следующем. Сначала производят первую проклейку холста клеевым раствором, состоящим из сухого рыбьего (осетрового) клея и воды. После высыхания первой проклейки наносят вторую проклейку. Клеевой раствор для нее берется более крепкий. Затем приступают к нанесению первого слоя эмульсионного грунта.
Грунтовочная масса для него готовится из клеевого раствора, льняного отбеленного масла, сухих свинцовых белил, глицерина и куриного желтка, используемого в качестве эмульгатора. Эти компоненты особо тщательно перемешиваются и наносятся очень тонким слоем. После его высыхания наносится второй слой эмульсионного грунта, масса для него приготавливается точно так же, как и для первого слоя, с той лишь разницей, что клеевой раствор делают менее крепким, а количество масла не увеличивают.
На хорошо просохший второй слой эмульсионного грунта наносится еще один слой, состоящий из масляных тонко стертых белил, разведенных терпентиновым скип@$&ром или уайт-спиритом (очень тонкий слой, равномерно покрывающий всю поверхность грунта). Наносимый слой масляных белил должен быть обязательно тонким: только при соблюдении этого условия полумасляный грунт будет обладать хорошим качеством, так как тонкая пленка масляных белил, представляющая последний слой грунта, не станет препятствовать проникновению масляных красок в нижележащие слои эмульсионного грунта и прочно закрепляется.
Очень важным условием получения высококачественного полумасляного грунта второго типа является его выдержка в течение 3–5 месяцев перед употреблением в дело. В противном случае наносимые на невыдержанный или недостаточно выдержанный грунт красочные слои будут растрескиваться, не исключена возможность их отслоения.
Масляный грунт
В состав масляных грунтов входят красочные пигменты, в основном свинцовые или цинковые белила, мел, гипс, охры, жженые земли, умбры и связующее вещество – вареное льняное или ореховое масло.
Живописцы XVI–XVII вв. готовили масляные грунты из свинцовых белил, гипса, мела, натуральных и жженых земляных красок и умбры, смешанных с вареным со свинцовым глетом льняным или ореховым маслом. Этот грунт наносился двумя тонкими слоями на проклеенный животным или мучным клеем холст. Толщина всего слоя масляного грунта составляла около 0,01–0,02 мм, фактура холста при этом хорошо проступала сквозь грунт и загрунтованный холст имел хорошую шероховатую поверхность. Некоторые художники XVI–XVII вв. наносили масляную грунтовку на непроклеенный холст, но сохранность картин, выполненных на таком основании, крайне невелика.
В недалеком прошлом в России масляные грунты приготовлялись главным образом из цинковых белил, стертых с вареным или сырым льняным маслом. Грунт в один или два слоя наносился на поверхность холста, который предварительно проклеивался животным или растительным клеем.
Масляные грунты получили широкое распространение в XVIII и XIX вв. и послужили причиной гибели целого ряда картин западноевропейских и русских художников того времени. На масляных грунтах писали многие выдающиеся русские художники, в том числе В. В. Верещагин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, И. И. Левитан. Вследствие существенных недостатков, которыми обладали масляные грунты, большинству произведений этих художников нанесен существенный вред. В некоторых случаях наблюдается растрескивание грунта, осыпание живописного слоя, которые вызываются тем, что красочные слои утрачивают почти полностью связь с грунтом, легко отслаиваются и осыпаются.
Основными недостатками масляных грунтов XVIII–XX вв., особенно приготовленных фабричным путем в первой четверти ХХ в., являются: очень плохое сцепление красочного слоя с грунтом (из-за полной его непроницаемости для связующего вещества красок – масла); очень долгое просыхание как самого грунта (около года), так и лежащих на нем красочных слоев; недостаточно полное просыхание в течение долгого времени толстых красочных слоев на масляных грунтах и связанные с ним сморщивание и разрывы красочного слоя; очень быстрое старение масляного грунта; плохое сцепление грунта с холстом, частое отслоение и осыпание красок. Все эти недостатки, особенно осыпание и отслаивание красочных слоев, которые вызываются отсутствием необходимого сцепления между красочным слоем и грунтом, позволяют квалифицировать масляные грунты как малопригодный для современной живописи материал. Надо отметить, что осыпание и отслаивание красочного слоя чаще всего наблюдаются в картинах, где красочный слой нанесен достаточно пастозно, картины же, имеющие тонкий, почти лессировочный слой краски (Айвазовский), менее подвержены этим явлениям.
Перечисленные недостатки особенно присущи масляным грунтам фабричного производства, поскольку они недостаточно хорошо просушиваются, а долгое хранение живописных холстов в свернутом виде нарушает нормальный процесс высыхания масляного грунта из-за отсутствия свободного доступа воздуха и света к грунту. Основная масса масляного грунта приходится на масло, а масло, лишенное света и воздуха, быстро становится прогорклым. Такие недостаточно просохшие грунтованные холсты, находившиеся в течение длительного времени в свернутом виде, вредно влияют на живопись, вызывая ее почернение и сильное растрескивание.
Масляные грунты живописцев прошлого, уступая в своей прочности клеевым грунтам, имеют известные преимущества перед современными. В состав наиболее прочных масляных грунтов XVI–XVII вв. обязательно входила горшечная глина; стертая с вареным льняным маслом, она, высыхая в тонком слое, обладала способностью впитывать в себя незначительное количество масла из красок, причем поглощение грунтом масла из красок было столь незначительным, что не вызывало пожухания красок. Благодаря этому создавалось необходимое сцепление между красочным слоем и масляным грунтом. В этой связи для нас представляют интерес состав грунта и техника грунтовки, применявшиеся старыми мастерами.
Масляные грунты живописцев XV–XVII вв. так же, как и клеевые, состоят из трех основных слоев грунтовки: клеевой основы, слоя грунта и имприматуры. Проклейка наносилась на поверхность холста в два-три слоя теплым перчаточным клеем, очень тонко. Излишки его удалялись с поверхности холста специальным скребком сразу же после проклейки. Второй слой грунтовки включал различные сухие материалы: гипс, мел, горшечную глину, жженую или натуральную красную землю, охру, умбру, угольную черную и свинцовые белила, стертые с вареным со свинцовым глетом льняным или ореховым маслом.
Некоторые живописцы, по свидетельству Вазари, Паломино, Пернети, приготовляли масляный грунт из натуральной красной земли, которая была стерта с вареным ореховым маслом, или горшечной глины, красной жженой земли и умбры, смешанных с вареным маслом. Другие живописцы употребляли масляный грунт, состоящий из 1 части хорошей, тонко смолотой муки и 1/3 части свинцовых белил, стертых с 1 частью вареного льняного масла. Этот грунт некоторыми художниками считался малопригодным для живописных работ, потому что в состав грунта входила мука или мучной клейстер, делающий грунт очень гигроскопичным и легко поддающимся загниванию. По мнению Паломино, эти грунты явились причиной гибели многих картин.
В Западной Европе художники в XVI–XVII вв. наносили второй слой грунтовки 2–3 тонкими слоями на проклеенную поверхность холста. Первый, а то и второй слой грунтовки, как правило, шлифовался пемзой, последний же слой никогда не шлифовался. Третий, основной слой масляного грунта – имприматура, которая наносилась одним, редко двумя тончайшими слоями на проклеенную, прогрунтованную и хорошо просушенную поверхность грунта. Благодаря составу слоев грунта и высокому качеству входящих в него материалов все слои грунта были очень прочно соединены друг с другом; грунт старых мастеров крайне мало впитывал масло из красок, и пожухания масляных красок на этих грунтах не происходило.
Источник: iknigi.net