Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от итал. fresco, буквально ≈ свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую .
Примеры употребления слова фреска в литературе.
Стены часовни украшали фрески работы фра Анджелико, выполненные в 1447-1449 годах от Рождества Христова и представлявшие собой квинтэссенцию простодушия и невинности.
На третьей фреске Анжу увидел чудовищные сцены, происходившие на фоне панорамы Лиона, на четвертой был изображен объятый безумием Руан.
Тщательное изучение грузинской литературы, памятников материальной культуры, архитектуры старинных монастырей и замков, фресок, орнаментов и миниатюр помогло писательнице выработать ясное представление о духе времени, о материальном облике эпохи, о ее людях — персонажах своего будущего произведения: Овладев всем этим материалом, в 1922 году, когда семья Антоновских переехала на постоянное жительство в Москву, писательница вплотную приступила к работе над романом.
1ый Урок
Пока придворная дама ходила за кошелем, Робер Артуа, забыв на время свои заботы и козни, огляделся вокруг — стены высокой залы были покрыты фресками на библейские сюжеты, резной дубовый потолок имел форму шатра.
Наши чадские друзья связали вместе снопы папируса в несколько слоев, цепляя множество коротких веревок одна за другую, и хотя нам под конец удалось все-таки убедить их надставить высокий ахтерштевень, соответствие египетским фрескам было лишь внешним.
Еще не было речи о намерении Сивоока, в отличие от всех византийских храмов, расписать Софию еще и снаружи всю фресками, но то ли Феопемпт уже знал об этом, или догадывался, или вкралось в его старческую голову подозрение, что неспроста пресвитер так старательно хочет заполнить весь серединный простор храма изображениями, чтобы в конце концов выплеснулись они и наружу и превратили чистую и строгую христианскую церковь в разукрашенное варварское капище, дополняя еще и красками языческую буйность бесчисленных куполов под золотыми крышами.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке: оригинальный декор для любителей эксклюзива
Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:
- Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
- Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.
Скульптурная живопись С чего начинать работу.
Какой материал выбрать для нанесения живописи
Залог качественного воплощения задуманного изображения в жизнь — грамотно выбранный материал.
Для настенной живописи лучше всего применять краски на минеральной основе:
- Восковые.
- Известковые.
- Масляные.
Современный ассортимент представлен удачными аналогами на основе масляной эмульсии или клея ПВА, которые отличаются:
- Высокой стойкостью.
- Скоростью высыхания.
- Со временем образуют надежный слой, защищающий поверхность от воздействия солнца и повреждений от влаги.
На рынке для удобства мастеров появились специальные материалы, которые:
- Дают перламутровый эффект.
- Светятся в темноте.
- Имитируют паутину.
- Создают «искусственные трещины».
Техника росписи красками по сухой штукатурке
Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.
Уникальность техники альсекко
Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:
- использование на 100% безвредных красителей;
- возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
- долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
- тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
- возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
- пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
- возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.
Недостатки росписи по сухой штукатурке
Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.
Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.
Подготовка поверхности для работы художника
Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.
Рисование по сырой штукатурке водяными красками
Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.
Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.
Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.
Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.
Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками
Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:
- Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
- Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
- Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
- Отбеливание основного фона.
- Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.
Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.
История метода
Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.
В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.
Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.
Суть процесса
После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.
Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.
Фрески в квартире
Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.
Габариты фрески тоже надо расс
Технология создания фресок на штукатурке
Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.
Подбор изображения
Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.
Подготовка основания
Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:
- Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
- Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
- Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.
Приготовление раствора
Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:
- 1 часть гашеной извести;
- 4 части песка;
- немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.
Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.
Нанесение штукатурки
После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.
Оштукатуривание производят в три этапа:
- Набрызг.
- Грунт.
- Укрывка.
Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм.
Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.
После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.
Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.
Краска для росписи
При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.
Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:
- акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
- известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
- темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.
Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).
Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.
Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.
Нанесение изображения
Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.
Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:
- Темные тона.
- Средние оттенки.
- Самые светлые цвета.
Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.
Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.
Процесс оштукатуривания
Предлагаем пошаговый алгоритм нанесения каждого слоя штукатурной смеси:
- Начинаем с предварительного увлажнения поверхности. Первое осуществляется за сутки до выполнения работ, второе за 1,5 часа.
- Базовый слой наносят посредством набрасывания и первоначального разглаживания посредством тёрки.
- На базовом слое выполняются углубления до 2 мм волнистыми линиями с шагом от 30 до 40 см. Они в последствие повысят адгезию между слоями штукатурки.
- Просушиваем базовый слой около 2 недель. После этого проводим обильное увлажнение и приступаем к нанесению следующего слоя.
Статья по теме: Покраска мебели в стиле прованс своими руками
Второй слой можно сделать финишным. Но у новичков настенная живопись по двухслойной штукатурке получиться не качественной. Поэтому, если работы выполняются впервые, и особого опыта нет, то лучше сделать трёхслойное, а то и более, оштукатуривание поверхности.
Источник: volgo-dom-stroy.ru
Живопись по сухой штукатурке
То, что раньше украшало лишь храмы, средневековые замки и королевские дворцы, в наше время стало появляться в жилищах простого обывателя. Новые недорогие материалы имитируют мрамор, дорогое дерево, изящную лепнину. Неудивительно, что настенная роспись также стала привлекать взоры многих людей.
Есть два основных способа нанесение рисунка на такую поверхность – живопись по сырой или сухой штукатурке. Первый метод очень интересный, но более сложный. Дело в том, что время работы живописца ограничено временем высыхания поверхности. Если что-то пойдет не по плану, то исправить дефект будет крайне сложно. Скорее всего, вам придется удалять неудавшийся фрагмент картины.
Поэтому, рассмотрим здесь второй метод, который легче осуществить на практике в домашних условиях – нанесение рисунка на сухую штукатурку.
Техника росписи по сухой штукатурке
- Для такого вида художественных работ всегда использовали известковые, масляные, восковые краски, сделанные на минеральной основе. Можете покупать новые, более стойкие красители – это материалы на основе ПВА или казеино-масляной эмульсии. Некоторые художники выбирают акриловые краски, матовые или глянцевые. Они сохнут очень быстро, что не всегда удобно, но впоследствии образуют прочный защитный слой, который защищает рисунок от влаги и солнца. Есть специальные составы, имитирующие перламутр, патину, растрескивание, создающие эффект свечения во тьме. Также стоит обратить внимание на покрывные воски и лаки, способные изменять внешний вид росписи в лучшую сторону и защищать его от различных повреждений.
- Прежде чем делать живопись на штукатурке, создаем эскиз. Определяемся с масштабом нашей композиции, рисуем ее на бумаге и разбиваем на квадраты. Так легче будет перенести изображение на стену, чтобы не ошибиться и не переделывать сложную работу по-новому.
- Выровняйте поверхность стены, удалите следы от побелки, затрите все неровности, сделайте ваш будущий «холст» гладким.
- Здесь не обойтись без грунтования, которое делают известковым тестом и составом на основе казеинового клея. Состав для грунтовки может несколько отличаться в зависимости от того, какую краску вы выберете для работы. Производят ее обычно в три этапа, каждый раз просушивая поверхность.
- Производим разбивку нашего «холста» на ровные квадраты. Данную работу можно произвести несколькими способами – нарисовать разметку углем, наклеить по меткам малярный скотч, тонкую нить или шпагат. Если рисунок состоит из крупных элементов, то перенесите все основные отправные точки на стену с помощью большой линейки.
- Аккуратно начинаем вычерчивать контуры композиции, используя рисовальный уголь или сепию.
- В процессе работы постоянно подправляйте изображение, чтобы все выглядело максимально пропорционально и гармонично.
- Когда начинаете работать с цветом, то лучше в первую очередь брать темные цветные тона, к белым элементам следует переходить только в конце работы. Начинайте рисовать с периферии, постепенно перемещаясь к центру композиции.
- Оцените вашу работу в целом, возможно лучше что-то еще раз проработать, пока еще есть такая возможность.
- На завершающей стадии покрываем роспись лаком или другим защитным слоем.
Читайте так же:
Специальная штукатурка для ванны
Несомненно, сухая штукатурка стен, с нанесенной на ней художественной живописью, великолепно украсит ваш дом. Но нужно правильно подобрать рисунок, чтобы он вписывался в классический или современный интерьер, и не выглядел здесь нелепым. В зависимости от этого выбирайте пейзаж, абстракцию, питейную тематику мифологический сюжет или что-то другое. Помните, что оригинальная фреска может полностью и неузнаваемо изменить облик вашего помещения.
Стенная живопись по сухой штукатурке
Для художественного оформления интерьеров жилых помещений, загородных коттеджей, вилл, а также различных офисов, ресторанов, баров, кафе, спортивных и развлекательных учреждений в последнее время в качестве живописной техники всё чаще стала применяться напоминающая внешне фрески стенная живопись по сухой штукатурке. Такая стенная роспись, конечно же, стоит недёшево, так же и венецианская, и мозаичная штукатурки, однако, как говорится, в этом случае «овчинка стоит выделки».
Настенная живопись по сухой штукатурке, кстати, достаточно широко применяемая и при наружном оформлении различного рода зданий и сооружений, по своему внешнему виду, действительно, очень напоминает фрески, отличаясь от последних только лишь техникой исполнения. Фресковая живопись (настоящая фреска «buon fresco»), как известно, представляет из себя нанесение красок только на сырой материал, сырые стены, а «fresco a secco», что с итальянского означает «фреска по сухому», предполагает нанесение специально подготовленных красок непосредственно на сухую штукатурку. Фрески появились ещё в античном мире, более четырёх тысяч лет назад. Техника «аль-секко», то есть нанесение фресок на сухой материал, появилась значительно позже — в XIII веке. Привычные для нас фрески мы встречаем в качестве обязательных украшений наружных и внутренних стен церквей, монастырей и других христианских храмов, каких-либо иных сооружений, сохранившихся до наших дней.
В современном же мире наибольшее распространение получила именно техника «альсекко», поскольку, основанная на использовании красок на растительном клее, на водной основе, яичном желтке, смешанными с известью, она намного лучше противостоит агрессивной в экологическом плане природной среде и загазованности воздуха. При нашей экологии приготовленные таким способом краски долгие годы не теряют своего первоначального цвета, своей яркости и сочности, а созданная художниками-оформителями композиция смотрится как новая даже по прошествии длительного времени.
Не секрет, что каждому человеку хочется оформить свой дом и свое жилище по-особенному: так, чтобы они всегда «радовали глаз», чтобы в оформлении интерьера квартиры или загородного дома была какая-то своя особенность, неповторимость, так сказать, своя изюминка. Необычный, подобранный опытным художником или дизайнером сюжет изображения, которое будет основой стенной живописи вашего дома или коттеджа, способен полностью изменить облик вашего жилища.
С помощью «альсекко«, выполненного на высоком художественном уровне, можно создать законченный и целостный образ вашего жилого помещения, разбив его, при необходимости, на функциональные зоны, расширив и увеличив небольшое пространство самого помещения, создав, таким образом, удивительный и неповторимый интерьер вашего дома, в уникальности которого можно не сомневаться. Это же полностью относится и к оформлению нежилых помещений, таких как кафе, бары, рестораны, развлекательные заведения, спортивные учреждения и т.п. В качестве сюжета стенной живописи по сухой штукатурке может быть использована урбанистическая, то есть городская, тематика для офисов, застольная или питейная тематика — для ресторанов и кафе, спортивная — для спортивных клубов, пейзажи и абстракции — для жилых помещений и загородных вилл. Безусловно, выбор сюжета для настенной живописи во многом зависит от вашей фантазии и, конечно же, от ваших возможностей. Любую вашу задумку воплотят в жизнь креативные мастера своего дела, имеющие огромный опыт в росписи стен как внутри, так и снаружи различных зданий.
Читайте так же:
Структурная штукатурка потолка своими руками
Живопись водяными красками: техника
Живопись возникла в глубокой древности. Водяными красками пользовались художники античной Греции, позже в Византии, Древней Руси. В этой технике работали великие мастера Италии, Франции, Германии и других стран.
Живопись водяными красками – это одна из основных техник росписи стен. Она неразрывно связана с архитектурой. До наших дней «дожили» работы великих живописцев, работавших в этом стиле. Среди многих великие творения Микеланджело, Рафаэля, Рублева и других мастеров.
Фресковая живопись
Декоративная, орнаментальная или тематическая роспись водяными красками по известковой штукатурке называется фресковой живописью. Она отличается стойкостью цвета и долговечностью, если выполнена по всем правилам.
Такая техника с древних времен применялась для росписи стен внутри помещений. Фрески не препятствуют «дыханию» штукатурного слоя. Они не закрывают пор, поэтому и стена, и роспись на ней находятся в нормальном функциональном состоянии.
Живопись по штукатурке водяными красками выполняется по поверхностям с двумя или тремя слоями, причем толщина финального, лицевого, должна быть не менее 8 мм. Основание подготавливают, чтобы оно было ровным и сухим, хорошо изолированным от влаги.
Для работы подходят стены из песчаника, известняка, пористой керамики. С бетонными основаниями можно работать после обеспечения хорошей адгезии штукатурки к поверхности.
Неправильно называть любую настенную живопись фреской.
Живопись по мокрой штукатурке
Традиционная фреска – это техника росписи по сырому известковому штукатурному слою. Он может быть гладким или иметь некоторую зернистость. Для работы у мастера есть всего лишь около десяти минут, пока свежая штукатурка впитывает пигменты краски. Как только кисть теряет плавность мазка, можно заканчивать работу.
В этот период на поверхности штукатурки начинает образовываться тончайшая пленка, которая препятствует проникновению пигмента в толщу слоя. Она же впоследствии, после высыхания, закрепляет живопись и сохраняет ее на долгие годы.
Живопись водяными красками – это, возможно, самый трудоемкий вид росписи. Он предполагает небывалую собранность и постоянное творческое напряжение.
Читайте так же:
Срок эксплуатации наружной штукатурки
Из-за ограниченного времени процесса живописи подготовительные операции играют важную роль. Заранее заготовленные шаблоны и кальки помогают быстро и точно перенести эскиз на поверхность стены или потолка.
Как называется живопись водяными красками по сухой штукатурке
Сухая фреска (фреско-секко) – разновидность настенной росписи. Она отличается меньшей сохранностью и долговечностью. Изображения получаются несколько разбеленными из-за специфики технологии замешивания пигментов. Считается облегченной техникой фресковой живописи.
Сухая штукатурка перед работой шлифуется пемзой. При этом тонкая консервирующая пленка углекислой извести удаляется, открываются поры. Поверхность размачивается водой заблаговременно, поддерживается в таком состоянии или дополнительно увлажняется за час до росписи.
Сухая фресковая живопись водяными красками – это работа с пигментами, затертыми на «молоке» выдержанного известкового теста или свежего раствора «кипелки». Разбеленные цвета часто обогащают, добавляя поверх мазки темперой.
Акварель
Как называется живопись водяными красками по бумажной основе? Это акварель. Она также известна с древних времен, применялась для декорирования церковных рукописных, а позже и печатных книг. В этом стиле раскрашивали орнаменты, выделяли заглавные буквы, выполняли миниатюрные живописные картины.
До 17 века ее не считали даже видом техники живописи. Однако работы Васнецова, Врубеля, Репина и многих других выдающихся художников, творивших в этом стиле, сделали ее таковой. С 19 века акварель определяется как самостоятельный вид.
Акварельная живопись водяными красками – это также и различные приемы работы с палитрой и холстом. К примеру, лессировка дает возможность при наложении одного полупрозрачного цветного слоя на другой получать третий.
Техника «по сырому» предполагает работу с постоянно смачиваемой рабочей поверхностью бумаги. При растекании краска дает разводы и плавные переходы тональности. В работе «по сухому» недостаточно увлажненной кистью пишут густыми мазками. В «алла прима» краски предварительно смешивают на палитре.
Приемы могут использоваться отдельно и сочетаться вместе в одной работе. Белого цвета в акварели нет, его роль выполняет бумага. Краски высыхают уже через 5 минут, отличаются прозрачностью.
Водяные краски
Палитра фресковой живописи ограничена и насчитывает не больше 20 цветовых тональностей. Водяные краски, используемые для живописи по штукатурке, должны обладать светостойкостью и не образовывать активных соединений со щелочной средой извести.
Акварель – отличаются прозрачностью, легко смывается. В ее составе порошок пигмента, водный раствор меда, сахара или другого связующего с антисептиком и поверхностно-активным веществом.
Гуашь – обладает большей кроющей способностью. Состоит из пигмента с примесью белил и водного клеевого раствора крахмала, декстрина или гуммиарабика.
Темпера – обычно замешивается на эмульсии из воды и яичного желтка (белка). При высыхании она не трескается, образует слегка блестящую поверхность.
Клеевая краска – это суспензия пигмента в водном растворе поливинилового спирта, эфира целлюлозы, крахмала или казеина. Такой материал может использоваться для декоративной отделки внутри и снаружи помещения.
Источник: zavod-impuls.ru