- Начало европейского средневековья
- V век до н.э.
- V век н.э.
- XV н.э.
- XV до н.э.
- Основа духовной культуры европейского средневековья
- язычество
- христианство
- ислам
- буддизм
- Архитектурный стиль средневековой ЕвропыX—XIIвв., для которого характерны массивность, крепостной характер, толстые стены, маленькие окна
- Классический
- . канонический
- романский
- готический
- Живопись по сырой штукатурке, украшавшая стены романских храмов
- иконопись
- фреска
- витраж
- мозаика
- Искусство средневековья проникнуто духом:
- символики и религии;
- науки и точных знаний;
- мифологии и политеизма.
- В какие века в культуре Западной Европы господствует готический стиль?
- V – XV
- V – XII
- X – XII
- XII — XIV
- Главные архитектурные постройки Средневековья?
- . храмы и монастыри
- . дворцы
- . административные здания
- Христианский храм Византии был:
- Жилищем Бога
- Местом совершения жрецами торжественных церемоний
- Местом пребывания человека и моления
- Мировую славу приобретают византийские
- Мозаики
- Фрески
- Иконы
- Рельефы
- Средневековый театр возникает на основе
- Сельскохозяйственных праздников
- Церковного богослужения
- Народной ярмарочной культуры
- Музыкальным символом эпохи становится:
- Григорианский хорал
- Нотное письмо
- Органная музыка
- Речитативное пение
- Какой тип храма получил распространение на Руси:
- Романская базилика в форме католического креста
- Крестово-купольный
- Римская базилика в форме греческого креста
- Пагода и чайтья
- Назовите стиль данного собора
Тест по теме «Культура Западноевропейского средневековья и Древней Руси»2 вариант
- Завершение периода европейского средневековья
- V век до н.э.
- V век н.э.
- XV н.э.
- XV до н.э.
- Язык церкви и учености в средневековой Европе
- греческий
- арабский
- еврейский
- латынь
- Архитектурный стиль средневековой ЕвропыXII— ХIVвв., для которого характерны устремленность вверх, стрельчатые арки и своды, витражные окна:
- классический
- канонический
- романский
- готический
- Что такое «готическая роза»
- иконопись
- фреска
- витраж
- мозаика
5. «Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы»: а) менестрели; б) миннезингеры; в) трубадуры. 6. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало: а) искусство Западной Европы; б) искусство Древнего Востока; в) искусство Византии. в) Леонардо да Винчи. 7. В какие века в культуре Западной Европы господствует романский стиль?
- V – XV
- V – XII
- X – XII
- XII – XIV
8. Византийский храм отличался:
- Строгостью внешнего вида и пышностью интерьера
- Пышностью внешнего вида и строгостью интерьера
- Строгостью интерьера и внешнего вида
- Пышностью убранства и интерьера
9. Достижением музыкальной культуры Византии стало
- Введение нотного письма
- Введение Григорианского хорала
- Использование органа в церковных службах
- В каком году пала Западная Римская империя?
- 746 г.
- 476 г.
- 676 г.
- Самые частые сюжеты средневековых театральных представлений:
- Бытовые сценки и анекдоты
- Народные сказания и легенды
- Христианские/евангельские сюжеты
- Какой тип куполов не был распространен на Руси:
- Луковичные
- Шлемовидные
- Шпилевидные
- Назовите стиль данного собора
Ах была не была! И мы прошпаклевали по сырой штукатурке в ДВА СЛОЯ! Что будет дальше? Ремонт квартир
Источник: globuss24.ru
Византийские фрески – «одухотворенная» живопись
Стены византийских храмов украшали на только мозаики, но и фрески.
Итальянское слово фреска (fresco) означает свежий, сырой. Это живопись по сырой штукатурке. Стену покрывают известковым раствором и тотчас, пока он свежий, начинают писать красками — пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются словно впаянными в стену.
Фреску художник должен писать очень быстро, ведь раствор высыхает полностью за 10-15 минут, и тогда уже краски на нем не закрепляются. Поэтому эта техника требует большого мастерства и точности. Стоит художнику чуть ошибиться, провести неверную линию, и приходится полностью счищать уже готовый фрагмент, еще раз покрывать стену штукатуркой и начинать все заново.
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском же искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже внешних стен каменного храма.
Период с середины IX по XIV век стал временем наивысшего расцвета византийской мозаики и фрески.
Канон и техника и византийской фрески
Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы же скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках (как на мозаиках и иконах) главное — одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже — ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах — святые и пророки, на западной стене храма — сцена Страшного суда.
Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».
В Византии в росписи стен до XII века сохранялись античные традиции — верхний слой грунта делался известково-мраморным и выглаженным до слабого блеска. По нему писали с расчетом на его просвет сквозь красочный слой. Но в XII веке византийские мастера стенописи уже пишут на матовых грунтах — левкасах из сильно «отощенной» извести, но с введением в нее традиционных римских наполнителей (толченных известняка, мрамора, черепицы и других).
Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII век). Однако масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Поэтому с XII века количество слоёв штукатурки уменьшилось до двух, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Добавки эти были минимальными, но оказывали существенное воздействие на качество грунта. Такие трубчатые грунты самые долговечные, что и подтверждено хорошей сохранностью произведений стенописи, на них выполненных.
До наших дней дошло не так много образцов фресковой живописи Византии. Более долговечными оказались мозаики.
Памятники забытой империи
Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500-850 гг н. э.) сохранился в римской церкви Санта-Мария-Антиква (или церковь Девы Марии) на южной стороне Римского форума. Ансамбль раннесредневековой стенописи храма не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О фресках впервые стало известно в 1701 году, а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 году под руководством Джакомо Бони. С тех пор фрески под действием воздуха пришли в аварийное состояние и требуют постоянного внимания реставраторов. Большую часть времени церковь закрыта для публики.
Архангел Гавриил. Фреска из церкви Санта-Мария-Антиква, Рим (ок. 565-578 гг).
В монастыре Осиос Лукас (преподобного Луки) в Греции сохранился целый ряд фресок, датируемых серединой X — первой четвертью XI века. На одной из них изображен Иисус Навин в воинской одежде, в двух арках размещена композиция «Встреча Христа с Иоанном Предтечей». Также сохранились композиции «Вход Господень в Иерусалим», «Положение во гроб».
Иисус Навин. Фреска церкви Богородицы монастыря Осиос Лукас, Греция (XI-XII века).
Погребение Христа и явление ангела женам-мироносицам. Фреска крипты церкви Святого Луки (монастырь Осиос Лукас, Греция).
Еще одним выдающимся памятником византийской монументальной живописи являются фрески храма Святой Софии в Охриде (Македония). Во времена Османской империи в стенах церкви находилась мечеть. Но под слоем более поздней штукатурки сохранились фрески 11 века. Они считаются едва ли не ценнейшими образцами средневековой македонской живописи.
Внутри церкви создана крупнейшая галерея византийского искусства в Македонии. Кроме того, там есть редкие изображения Богоматери, которые позднее, спустя двести-триста лет, приобрели огромную популярность в Италии. Например, над входом в притвор храма представлена Богородица с младенцем Христом, сидящая на подушке, положенной прямо на землю.
Именно так впоследствии художники Италии изображали Мадонну Смиренную. Этот тип, благодаря своей грустной поэтичности пользовался особым успехом в католической Европе с ее интересом к чисто человеческим чертам Иисуса и Девы Марии. Это доказывает, что Византия искони была подлинной сокровищницей иконографических мотивов.
Здесь же в Охриде находится церковь Богородицы Периплевта. Церковь знаменита, в первую очередь, своими фресками, датированными 14 веком. Это единственные сохранившиеся фрески в мире являются образцами византийского церковного искусства последних лет существования великой империи.
Храм Святой Софии в Охриде (Македония).
Вознесение Христово. Фреска церкви Святой Софии в Охриде (Македония), XI век.
Церковь Богородицы Периплевта (Охрид, Македония).
Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески из храма Богородицы Периплевта (Охрид, Македония).
В период с XII по XIV век многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками.
Церковь Хора (Карие) в Стамбуле (Турция) относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви. Потолок, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких пастельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.
Фрески церкви Хора (Карие) в Стамбуле (Турция).
Особую ценность для мировой культуры представляют хорошо сохранившиеся памятники византийской архитектуры в живописных горных долинах Кипра. Это маленькие церквушки, зачастую внешним видом напоминающие амбар с богатым внутренним убранством: фрески и иконы, дошедшие до наших дней, в прекрасном состоянии. В декабре 1985 года на 9-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей Париже, девять православных церквей и один монастырь Кипра с настенными росписями византийских времён были включены в список всемирного культурного наследия UNESCO.
Фрески церкви Святого Николая в Какопетрии (Кипр).
Просто невозможно в рамках одной статьи рассказать о всем богатейшем наследстве византийской монументальной живописи. В нем тесно переплелись утончённая декоративность и пышная зрелищность, условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой мира.
Уникальная находка
Кстати, и в наши дни совершаются удивительные исторические открытия. Так, в марте 2015 года во время проведения археологических работ в турецком городе Невшехир в регионе Каппадокия ученые обнаружили огромный подземный город византийской эпохи. А в нем в ходе раскопок была открыта древняя церковь.
Город является одним из крупнейших подземных поселений, известных на сегодняшний день. На его территории, по оценкам специалистов, могло проживать до 20 тысяч человек.
Высеченный в скале раннехристианский храм предварительно датируют V веком. Здесь сохранились необычные древние фрески. Часть росписей осыпалась, но археологи утверждают, что фрески будут полностью восстановлены.
Источник: xn--n1abh7c.xn--p1ai
Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)
Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)
Настенная живопись красками по сырой штукатурке называется фреской. Данное слово происходит от итальянского слова, которое переводится, как «свежий». На данный момент, это далеко не самая популярная идея для оформления интерьера, куда чаще применяется роспись по сухим стенам.
Сухой метод росписи дает возможность работать без жестких рамок во времени, нетребовательная к основанию, а самое главное – может быть сделана человеком, который не имеет квалификацию художника, по шаблонам. А вот с фресками такой подход не подойдет.
Искусство в виде росписи по сырой штукатурке появилось еще в античном Средиземноморье. Такой метод стал популярным за счет дешевых красок, которые делают из местного сырья минерального типа и разводится водой. В Риме живопись фрескового типа украшала дома богатых людей, а также общественные здания, и пример подобных работ можно увидеть в Геркулануме и Помпее, где живопись прекрасно сохранилась благодаря Везувию, который стоит рядом – города были засыпаны посредством пепла в самом начале нашей эры.
Общие сведения
Немного исторических фактов
Свое развитие фреска получилась еще в средние века, где она смогла стать непременным атрибутом храмов. Особенно прославились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа мастера. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом – подобная роспись была почти вечной, потому что краска впиталась в поверхность штукатурки и схватывалась вместе с ней. При просыхании она начинала немного блекнуть, но это компенсировалось главным назначением фрески – она была проведена в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалась на определенном расстоянии от него. Живопись по сыром штукатурном слое господствовала в храмах вплоть до 18 века, и постепенно вытеснялась остальными видами оформления интерьера.
Суть процесса
Штукатурка известкового типа, состоящая из гашеной извести, а также песка, будет нанесена на поверхность стен в несколько слоев, верхний из которых и будет покрыт живописью. Краска для фресок водорастворимые, и их делают на казеиновой, известковой или даже силикатной основе. При нанесении на поверхность сырой штукатурки они начинают впитываться в нее и по мере схватывания раствора в нем остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии такой процесс будет выглядеть следующим методом:
Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О
При этом Са(ОН)2 является гашеной известью (то есть гидроксидом кальция), а СО2 – углекислый газ. Полученная таким образом картина будет неотъемлемой частью стен, и смывать ее не получается. Можно только закрашивать или сбивать штукатурку в полной мере.
Требуется ли фреска в квартире?
Фреска может стать одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы сможете снимать и переводить в иное место, а вот со стеновой росписью так не выйдет. Изначально все монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью общего комплекса. Может быть, что это грубо сказано по отношению к работам художника, но фреска в квартире станет обоям или окрашиванию альтернативой, но лишь с более высокой ценой.
Перед тем, как решиться на подобное украшение ваших поверхностей стен (или потолка, если высота позволит), следует продумать композицию, которую вы тут разместите. Лучше постараться проконсультироваться по такому поводу со специалистом. Все дело в том, что понравившаяся вам картинка может и вовсе не вписываться в ваш интерьер.
То, что прекрасно смотрится под куполом соборов, вовсе не подойдет для украшения стен в хрущевках. Еще один момент в живописи по сырой штукатурке, о котором важно предупредить – это квалификация. Чаще всего современные мастера-художники не имеют навыков штукатурных работ, а у самих мастеров часто плохи дела с художественными талантами. Мастера средних веков владели и первым, и вторым, и так им было проще.
У вас есть два выхода для создавшего положения:
- Нанять художника и работать в паре, осваивая штукатурные работы.
- Попробовать сделать все своими руками.
Есть и еще одно весьма важное предупреждение – если у вас нет особых знаний о свойствах лакокрасочных составов, световой тени, композиции, и в целом художественных навыков, не следует начинать учиться именно на фреске. Поверье, это совсем не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамы схватывания слоев штукатурки, и, скорее всего, испортите и стеновые поверхности, и материал. Следует оценивать свои возможности реально.
Подробности
Материалы и техника работ по оштукатуриванию
Живопись по штукатурке посредством водяных красок сделан из двух этапов – штукатурных работ, а еще росписи. При этом оба процесса будут накладываться друг на друга. По этой причине каждый этап следует рассматривать подробно. Фреска делается по самому популярному в советское время покрытию штукатурки – известково-песчаному раствору.
Этот раствор будет разводиться в пропорциях 2 к 8, где 2 – это гашеная известь, а 8 это песок. Финишные слои разводит в пропорции 2 к 5, и вместо песка стоит применять порошок, сделанный из кирпичного порошка.
Применение извести низкого качества под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и большого количеств примесей она будет давать высол, из-за которого может отставать от стеновых поверхностей и образовывать некрасивые потеки на поверхностях слоя штукатурки, а то и вовсе начинает расслаиваться.
Ранее художники старались тщательно перемолоть известь и перемешать, добиться идеального погашения. На данный момент есть возможность приобрести чистую известь и начать гасить ее дома, а если для этого нет места – приобрести пушонку. Песок для раствора обязательно должен быть чистым, без примесей. Оптимальным вариантом будет речной песок.
Песок лучше просеивать через мелкое ситечко – в отличие от растворов кладки, штукатурные обожают мелкофракционный песок, и растворы на нем будут более пластичные. Если вам будет жалко времени, то стоит сделать просеивание хотя бы на верхних слоях.
Этапы выполнения работ
Процесс оштукатуривания выполняется в три этапа:
Идет речь минимум о трех слоях. Максимальное число может достичь семи, и для известковых растворов крайне важно. При нанесении слоя больше 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, и потому следует заранее оценивать кривизну ваших стен, и может быть, потребуются дополнительные наметы.
Самым лучшим основанием для растворов известкового типа является стена кирпичного типа, и немного хуже бетонная. Если ваши поверхности стен оклеены посредством обоев, то их следует снимать, равно как и слоя старого штукатурного типа, а особенно если она будет плохо держаться. Кривые стены следует армировать.
Для этой цели может идеально подойти штукатурная сетка, и при этом под фреску лучше применять изделия, выполненные из полимерного материала. Ранее мастера в нижние слои замешивали солому, а в верхние льняные волокна. На данный момент в них нет необходимости, но укрепление очень толстого слоя будет крайне важно.
Для техники живописи по сырой штукатурке к стене следует прикрепить временные маячки, которые послужат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно произвести посредством мастерка или с насоса (в промышленных объемах пользуются конкретно им). Излишки следует снять посредством правила.
Если набрызг получается толстым, есть смысл растягивать его в два, а то и в три раза, и так вы сможете избежать трещин. Сетку в этом случае лучше поставить именно в этот слой, заранее вытаскивания маячки. Когда набрызг начнет частично схватываться, и можно приступить к грунтовке.
Для этого требуется более густой раствор, который будет нанесен на поверхность стен при помощи мастерка и перетереть полутерком. Излишки уберите при помощи правила. При этом следует контролировать качество выполнения работ правилом или уровнем – именно на таком этапе завершается геометрическое выравнивание стен.
Раствор для слоя укрывного типа делают более жидким, и в роли заполнителя применяют мелкий песок или даже тертые кирпичи. Последний вариант предпочтительнее, потому что прекрасно задерживает влагу, которая так важная для полноценного схватывания раствора. Сам по себе слой небольшой, не более 0.2-0.5 см, и наносят его посредством терки.
Обратите внимание, что за один прием для фресковой живописи наносят столько укрывного слоя, сколько вы в состоянии покрывать фреской. По этой причине производительность труда лучше определять заранее. Опытный мастер в день будет расписывать от 6 до 9 квадратных метров, но это будет зависеть от подобранной композиции. Внимание к деталям резко уменьшает производительность.
Краска и их использование
Так как известковый раствор имеет щелочную реакцию, при замешивании красок нужно пигменты, устойчивые к щелочам. К ним можно отнести следующее охру, киноварь, оксид хрома, ультрамарин, мумия, сажа, перекись марганца, железный сурик, лимонный, умбру, сиену, бордо, оранжевый и алый.
На данный момент таких пигментов куда больше, но при покупке всегда следует учесть пару факторов – растворимость в воде и устойчивость к щелочным средствам. Невнимание к щелочам может обернуться и изменением цветов, и идеальным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как в дальнейшем будет вести себя пигмент, можно порекомендовать испытывать его.
Для этого его важно развести в том составе, которым желаете работать (вода и известь, казеин и известь, вода), и нанесите на предварительно заготовленный штукатурный кусок. Если вы новичок, следует проделать это со всеми пигментами. Краску важно развести негусто, и при нанесении следует использовать мягкую кисточку.
Если вы будете расписывать стены в первый раз, есть смысл заготавливать шаблон на бумажной поверхности в натуральный размер. Его прикладывают к стенам и иголками протыкают контуры главных фигур, чтобы получать отпечаток на штукатурном слое. После этого контуры можно начать обводить, и лучше приступить к работам со светлых переходов, а после постепенно идти к черным.
Прекрасным вариантом будет послойное нанесение, давая финишному цвету лучше проявлять себя. Светлые участки можно выбеливать разведенной известью гашеного типа, и лишь после приступать к нанесению основных цветов. В конце рабочего дня незаполненную росписью штукатурку нужно разрезать наискось посредством канцелярского ножа на толщину слоя укрывного типа, чтобы в дальнейшем слой был незаметным.
Некоторые варианты красок
Помимо обычных казеиновых и водных растворов, есть методы разведения лакокрасочных средств на жидком стекле и яйце. Краски, которые получены при смешивании пигмента и яйца, называют темперными. Они отлично подойдут для известковых оснований, потому что яичный белок альбумин будет реагировать с известью, и в результате получается весьма прочное вещество – альбуминат кальция.
Разводят такие составы на пиве, квасе или даже вине, добавляя в них составляющие яиц и пигменты. Желток в качестве основы имеет один, но весьма существенный недостаток – просохшая краска, которая разведена на желтке, начинает терять яркость. Положение можно спасти посредством покрытия, но при этом такая живопись перестанет быть фреской, и белок в таком отношении действует намного лучше. темперная живопись куда плотнее и лучше сохраняет тон.
Для живописи по сырой штукатурке снаружи прекрасно подойдут краски на базе жидкого стекла. Их разводят на палитре, а в роли укрывного слоя под них идеально подойдет раствор 2 к 8, в котором 2 меры извести и 8 мер пепла.
Это горная пористая порода прекрасно впитывает лакокрасочный составы, и при контакте с известью жидкое стекло даст более устойчивую, а еще нерастворимую субстанцию куда прочнее фрески. Если вы взвесили все плюсы и минусы, и решились на фреску в доме, то подойти к процессу следует не так, как к станковой композиции. Хорошие фрески будут создавать настроение на расстоянии, и мелкие детали на них расписывать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделять внимание цветам, контурам, световым теням, потому что именно от них будет зависеть, впишется ли фреска в интерьер жилья или нет.
Источник: domsdelat.ru