Как открыть рот ребенку шпателем

Постоянный признак острых тонзиллитов, вызываемых бактериальным возбудителем, — гнойные налеты. Объективный осмотр зева при гнойной форме тонзиллита характеризуется покраснением миндалин и наличием видимых глазу патологических очагов на них. Обязательным симптомом при этом являются выраженные явления интоксикации, повышение температуры тела, болевые ощущения в горле. Эти факторы заставляют пациента задуматься, как убрать гной с гланд.

  • Характеристика гнойных очагов
  • Способы очистить миндалины от налета
  • Показания к хирургическому вмешательству
  • Промывание миндалин
  • Аппаратная методика

Гнойная пробка на гланде

В домашних условиях чистка гланд, по мнению некоторых пациентов, — обязательное условие скорейшего выздоровления.

Как научить ребенка открывать рот широко?

В зависимости от локализации поражения и глубины, гнойные очаги заполняют фолликулы или располагаются в области крипт миндалин. При этом фолликулярная ангина характеризуется тем, что гнойники находятся под слоем эпителия. Попытки поскоблить их шпателем заканчиваются безрезультатно. В этом случае очистить гланды от пробок — сложная задача. К тому же, необходимо решить вопрос о целесообразности такой манипуляции.

Характеристика гнойных очагов

Несмотря на выраженные изменения, происходящие в миндалинах, причиной плохого самочувствия являются не гнойники. Явления интоксикации, повышенная температура тела и другие клинические симптомы гнойных тонзиллитов обусловлены воздействием болезнетворных агентов и развитием воспалительного процесса. Исследования гнойного содержимого показывают, что в его состав не входят болезнетворные микроорганизмы. Очаг представлен отмершими клетками миндалин, лейкоцитами, остатками пищи.

Попытки убрать пробки с миндалин никак не влияют на сроки лечения или улучшение общего состояния.

Бактериальные тонзиллиты — хорошо изученные патологии. Причины и развитие заболеваний, так же как и существующие методы лечения, не вызывают сомнения у специалистов. Многочисленными наблюдениями доказано, что образование патологических очагов на миндалинах является не только проявлением, но и обязательным условием течения острого гнойного заболевания.

Спустя несколько дней после назначения соответствующих антибиотиков состояние пациента улучшается, явления интоксикации, боль в горле уменьшаются, температурные показатели возвращаются в норму. Через 1-2 дня после этого исчезают и гнойные очаги. Они вымываются слюной. После их отторжения останется эрозивная поверхность, которая в течение короткого времени приобретет вид нормального эпителия.

Учитывая такое развитие заболевания, а также то, что чистка миндалин является болезненной процедурой, становится актуальным вопрос о ее целесообразности. Однако большинство людей не знакомо с патогенезом данного заболевания. Они считают причиной воспалительного процесса именно гнойные очаги, образующиеся на миндалинах.

Способы очистить миндалины от налета

Раствор Фурацилина

Пациенты, стремящиеся выздороветь в сжатые сроки, пытаются убрать пробки из миндалин механическим очищением налета с помощью

  • перекиси водорода;
  • пищевой соды;
  • раствора Люголя;
  • соляного раствора;
  • раствора фурацилина.

Производится такая процедура следующим образом. На указательный или средний палец пациент или человек, производящий процедуру, наматывает бинт, затем смачивает его в заранее приготовленном растворе и механически очищает поверхность миндалины. Обычно на этом процедура, проводимая в домашних условиях, заканчивается. Такая манипуляция сопровождается выраженным болевым синдромом, поскольку воспаленные миндалины характеризуются болезненностью даже в покое. Если болевые ощущения резко усиливаются при глотании, тем более они будут значительны при давлении извне.

Еще одним способом, применяемым в домашних условиях, чтобы убрать нагноение в миндалинах, является выдавливание гноя с помощью шпателя. Осуществляется манипуляция следующим образом. Предварительно продезинфицированным шпателем надавливают на миндалину около гнойного очага. В результате таких усилий содержимое фолликула вытекает наружу, образуя кратер.

Данное вмешательство является не только чрезвычайно болезненным, но и небезопасным. Даже при эффективном проведении, когда отмечается выделение гноя из фолликула, оказывается выраженным травмирующее действие на близлежащие ткани. Это приводит к формированию эрозивных поверхностей, плохо заживающих и оставляющих после себя рубцы.

Нередко исходом таких манипуляций является развитие абсцесса, обусловленного недостаточным соблюдением асептики. Рубцы, формирующиеся на месте такого грубого удаления, приводят к тому, что очищение миндалин от гнойных пробок осуществляется не в полном объеме. Это способствует переходу заболевания в хроническую форму.

Показания к хирургическому вмешательству

Вопрос о необходимости извлечения гноя из миндалин может ставиться только при подозрении на развитие осложнений гнойной ангины, когда речь идет об абсцессе.

Лихорадка

Данное состояние характеризуется усилением болезненности в горле. При этом пациент не может открыть рот. Отмечается нарастание явлений интоксикации, повышение температуры до 40 градусов. Весьма характерна и фарингоскопическая картина. Она характеризуется значительным, обычно односторонним увеличением миндалины, которая становится резко гиперемирована.

В то же время, налеты и гнойные пробки отсутствуют.

Такое состояние является поводом к проведению хирургического вмешательства. Рекомендовано проведение данной процедуры только в условиях соответствующего отделения. Цель его – удалить гнойный очаг, путем вскрытия миндалины дать возможность гнойному содержимому свободно истечь в полость рта. Ввиду болезненности данной манипуляции, проводят ее под местной анестезией. Это способствует уменьшению болевого синдрома, позволяет пациенту шире раскрыть рот, а, значит, увеличивается возможность хирургического доступа.

Промывание миндалин

Существуют и способы, как почистить миндалины более щадящими методами. Речь идет о промывании миндалин различными средствами. Для этих целей чаще всего используют

  • раствор фурацилина;
  • содовый или солевой раствор;
  • отвары трав, обладающих антисептическим действием.

Раствор фурацилина может быть приобретен в аптечной сети в готовом виде или возможно его приготовление в домашних условиях путем растворения двух таблеток в стакане кипяченой воды. Также в домашних условиях готовятся содовый и солевой раствор. Используется для этого обычная пищевая сода или соль. Необходимая концентрация составляет 0,5 -1 чайная ложка на 0,5 литра воды.

Среди трав, наиболее часто используемых для полоскания горла, широкое распространение получила ромашка, шалфей, календула. Приготовив из них необходимый отвар, следует его подогреть до 40-50 градусов. Такая температура является наиболее приемлемой для проведения данной процедуры, поскольку не оказывает раздражающего действия на слизистую горла.

Правила проведения полоскания горла:

  • проведение процедуры должно осуществлять 5-6 раз в день;
  • рекомендовано проводить данную процедуру после каждого приема пищи;
  • длительность процедуры должна составлять 2-3 минуты;
  • количество используемого раствора для полоскания составляет 1 стакан.

Шприцы для промывания миндалин

Помимо такого достоинства процедуры, как безопасность и доступность, у нее имеются и отрицательная сторона. Промывание миндалин не сопровождается визуальным контролем. Это снижает эффективность процедуры. В то же время, проведение такой манипуляции струей из шприца или резиновой груши значительно ускорит процесс вымывания гноя с миндалин.

Промывание лакун может осуществляться и в условиях ЛОР-кабинета. Для этого используется специальный шприц, в котором игла имеет закругленный конец. Производя движения поршнем, отоларинголог вымывает имеющиеся скопления гноя в лакунах. По сравнению с аналогичной процедурой, проводимой в домашних условиях, она обладает значительным преимуществом, поскольку проводится под визуальным наблюдением со стороны врача.

У этой методики существуют отрицательные моменты. Заключаются они в том, что вымывание гноя таким способом невозможно произвести в мелких лакунах, размер которых меньше диаметра иглы. Антисептический раствор в них не попадает. Кроме того, используя данную методику, не удается достичь желаемого результата при плотной пробке. В то же время, такая процедура способствует уплотнению гнойника, более глубокому погружению его.

Аппаратная методика

Современная медицина позволяет использовать для проведения промывания лакун аппаратную методику с использованием ультразвукового устройства «Тонзиллор». Преимущества данного метода по сравнению с промыванием лакун с помощью шприца следующие:

  • благодаря имеющимся насадкам удается подать раствор антисептика непосредственно в гнойный очаг, не травмируя близлежащие ткани;
  • используемый вакуум позволяет извлекать гной из глубоко лежащих отделов, не доступных промыванию обычными методами;
  • последующее применение соответствующих насадок позволяет подводить непосредственно к месту болезни необходимые антисептические растворы;
  • каждая процедура проводится с применением анестетика, распыляющегося в полости горла, что снижает болевые ощущения, позволяет проводить процедуру даже у детей;
  • ультразвуковое воздействие аппарата способствует ускорению восстановительных процессов.

Осмотр у врача

Говоря о том, какими способами можно убирать гной из миндалин, необходимо остановиться на согревающих процедурах. По мнению многих пациентов, такие процедуры окажутся полезными для ускорения очищения миндалин и выздоровления. Однако в этом случае применение сухого тепла категорически противопоказано, поскольку повышение местной температуры способствует усилению кровотоку и дальнейшему распространению болезнетворных агентов.

Лечение острого бактериального тонзиллита необходимо осуществлять под непосредственным контролем отоларинголога, который уточнит диагноз, определит природу патогенного агента и назначит соответствующее лечение. В тех случаях, если речь пойдет о необходимости проведения манипуляций, они также должны быть осуществлены специалистом.

Проведение чистки гланд в домашних условиях — не только болезненная и опасная процедура, но и нецелесообразная.

Источник: globalmedclub.ru

Как помазать горло ребенку хлорофиллиптом?

Лечение органов дыхания у детей не обходится без подобный процедуры как смазывание горла лекарственными растворами. Высокая эффективность таких методов заставляют родителей всеми способами добраться до ребяческого горлышка. Как сделать это правильно и с минимальными последствиями, какие инструменты лучше использовать, и можно ли чем-то можно заменить такую процедуру.

Выбираем наиболее спокойный способ

Первоначально нужно определиться, как именно это сделать. Если дитя уже постарше и его можно уговорить открыть рот на несколько секунд, удобнее итого будет воспользоваться ватными палочками. Только не обычными, а специально назначенными для обработки горла, их можно приобрести в любой аптеке. Они немного дольше и позволяют без труда дотянуться до тех участков, которые нужно смазать.

Еще по теме:  Церезит силиконовая штукатурка расход

Ребенку, какой еще слишком мал и может непредсказуемо отреагировать на такую процедуру, лучше смазывать глотка пальцем. На него нужно намотать бинт или ватку. В этом случае шанс повредить слизистую гортани будет минимален.

Также для обработки глотки может понадобиться ложка или карандаш. Единственное условие, все эти предметы должны быть неплохо обмотаны ватой или бинтом. После использования бинта ребенок может ощущать неприятное чувство першения, так как он обладает слишком грубой структурой. В этом случае его необходимо предварительно смочить в воде, и лишь потом в лекарстве.

Инструкция

Согласно инструкции, Люголь для горла используется местно для орошения полости рта или непосредственного смазывания очага инфекции. Средство используется 4-6 раз в сутки.

Итак, как мазать горло Люголем? Для процедуры понадобится несколько ватных палочек. Одну ватную палочку обильно смочить в растворе и обработать одну часть глотки. То же самое повторить с еще одной ватной палочкой, пока вся воспаленная область горла не будет обработана.

Изначально может ощущаться жжение, для Люголя это вполне нормальное явление. Спустя какое-то время оно пройдет. В течение примерно 30-40 минут после процедуры не рекомендуется есть и пить, повторить обработку горла можно через 3 часа.

Желательно начать лечение Люголем как можно быстрее, в первые сутки заболевания. В этом случае есть больше шансов не допустить его развития благодаря уничтожению патогенной микрофлоры. Спрей используется с таким же интервалом между обработками — каждые 3 часа.

Открываем ротик

Чтобы смазать ребенку глотка, существует три основных способа: удерживать его силой или договориться, чтобы он подержал рот отворённым. Некоторые родители пытаются сделать это в неожиданный момент, но такой метод лучше не практиковать во избежание нежелательных последствий.

Родителям необходимо понимать, что провести эту процедуру легко не получится. Даже если работать максимально осторожно, неприятный вкус многих препаратов с большой частью вероятности вызовет у ребенка рвотный рефлекс. Поэтому нужно изначально настроиться на то, что малыш будет недоволен, а совершенно маленькие будут активно сопротивляться.

Предварительно нужно позаботиться о неплохом освещении, так как очень важно обработать все воспаленные участки горла. Для этих мишеней лучше всего использовать тонкий фонарик, похожий на авторучку, или прийтись к окну.

Основная ошибка родителей – попросить сказать «А» или высунуть стиль.

Профессиональные отоларингологи знают, что такие действия еще больше способствуют возникновению рвотного рефлекса. Пускай ребенок просто пошире откроет рот и глубоко подышит. После этого стиль сам опустится, а мягкое небо поднимется, и родителям будут хорошо виданы пораженные участки.

Перед тем как начать обрабатывать горло, желательно придерживать башку ребенка. Чтобы открыть доступ к миндалинам, нужно всего лишь слегка придавить язык черенком ложки или специальным стерильным шпателем. Затем весьма быстро смазать лекарством все участки, на которых есть покраснения.

Тут необходимо действовать одновременно быстро и аккуратно. Если слишком долго возделывать горло (дольше 3-4 секунд) у ребенка возникнет непроизвольный рвотный рефлекс.

Если дитя почувствует небольшое жжение после применения препаратов на основе йода – это нормально. Также не необходимо паниковать, если немного лекарства попало внутрь. В маленьких числах оно хорошо переносится, не вызывая побочных эффектов.

Можно ли мазать гланды зеленкой при ангине

Действительно, стоит ли использовать зеленку в то время, когда на полках аптек есть огромное количество всевозможных спреев, таблеток и других средств для лечения больного горла?

Прежде чем ответить на вопрос о том, можно ли мазать гланды зеленкой при ангине, стоит определить, что из себя представляет само заболевание.

Ангина –
инфекционное заболевание, при котором воспаляются одна или несколько миндалин ротовой полости. Вызвать ангину могут бактериальные или вирусные инфекции.
Зеленка, в свою очередь, является отличным антисептиком, обладает высокими антибактериальными и антигрибковыми свойствами.

Несмотря на то, что спиртовой раствор бриллиантового зеленого предназначен исключительно для наружного применения, он вполне способен оказать обезболивающее и обеззараживающее действие при обработке горла.

Прижигая и подсушивая гнойники, зеленка ускоряет процесс их заживления и не позволяет воспалению распространяться дальше.

При этом раствор бриллиантового зеленого имеет ряд преимуществ перед большинством современных средств. Он:

  • практически безвреден (при правильном применении);
  • эффективен;
  • доступен по цене.

Важно. Применение зеленки способно снизить риск оперативного вмешательства и удаления миндалин.

Как правильно обработать глотка младенцу?

Многие препараты для обработки горла запрещены в младенческом году. Поэтому ни в коем случае нельзя заниматься самолечением без консультации педиатра. В большинстве случаев таким махоньким деткам не назначают санацию горла. Но на начальных стадиях развития ангины это может сделаться единственным способом остановить болезнь и избежать осложнений.

Счастливый малыш

Преимущество этого метода перед другими заключается в отсутствии токсических реакций со сторонки медицинских препаратов — попадая на слизистые, лекарство практически не всасывается в всеобщий кровоток.

Чтобы младенец открыл ротик ему нужно легонько надавить перстом на подбородок. Родителям нужно постараться, чтобы лекарство не попало на стиль, так как там расположено большинство вкусовых рецепторов. Однако если добраться до глотки трудно, можно обильно смазать язык ближе к корню. Когда малыш будет глотать слюнки, снадобье попадет на миндалины – эффективность в этом случае немного снижается, но даже этого числа лекарства может быть достаточно.

Удерживая ребенка силой, увеличивается шанс травмировать мягкие материалы, поэтому лучше всего обрабатывать горло в те моменты, когда малыш этого не ожидает, но при этом придерживать его головку.

Весьма важно избегать попадания лекарства в глаза.

Единственный способ полечить горлышко махонького пациента, не причиняя ему неудобства – капнуть лекарство на соску.

Йодосодержащие препараты не рекомендуются для лечения грудных детей, так как они могут потребовать ожог слизистой. Педиатры чаще всего назначают для этих мишеней масляный раствор хлорфиллипта.

Побочные эффекты и передозировка

Усиление болезненности горла

Усиление болезненности горла
При неправильном использовании препарата или индивидуальной непереносимости, могут проявляться такие побочные реакции:

  1. Усиление болезненности горла, отечность, сиплость голоса, выраженное чувство жжения, что не проходит самостоятельно.
  2. Сильная жажда и сухость в ротовой полости.
  3. Симптоматика аллергической реакции: затрудненное дыхание, крапивница, зуд и отечность слизистых оболочек.
  4. Слезотечение и выраженный ринит.

Передозировка возникает в случае превышения частоты и объемов используемого средства. Если пациент намеренно увеличивает периодичность нанесения средства, существует риск развития ожога слизистой оболочки, что сопровождается сильной болью и отечностью. На фоне передозировки также может развиваться аллергическая реакция.

При попадании в организм Люголя перорально в больших количествах, отмечается расстройство пищеварительного тракта, повышение температуры тела, гипертермия кожных покровов. При передозировке показано промывание желудка и введение тиосульфата натрия. Смертельная доза йода для человека составляет 3 г.

При выявлении передозировки Люголем, который использовался местно, необходимо:

  1. Полностью отменить прием препарата.
  2. Прополоскать горло прохладной, но не холодной водой.
  3. Принять таблетку любого антигистаминного средства.
  4. Проконсультироваться с доктором относительно дальнейших действий.

В случае развития сильной аллергии с проявлением анафилактического шока требуется реанимация пациента.

Нельзя допускать попадания препарата на слизистую оболочку глаз. Если это все же произошло, следует промыть глаз большим количеством холодной воды и обратиться к доктору.

Альтернативные методы

Некоторые препараты для лечения глотки уже давно выпускаются в виде спреев с длинным наконечником, что позволяет обработать необходимые участки быстрее, не доставляя ребенку дискомфорта. Но даже если необходимый препарат отсутствует в продаже, всегда можно перелить лекарство в бутылку с аэрозолем.

Люголь спрей

Обратите особое внимание! Производители подобных аэрозолей предупреждают, что использовать их можно лишь после 3-4 лет, объясняя это тем, что маленький ребенок не может задержать дыхание во пора лечебной процедуры. В конечном итоге мелкие частички лекарства могут угодить в область гортани и спровоцировать ларингоспазм.

Полоскания лекарственным раствором нередко используется родителями как альтернатива смазывания горла. Такой метод подойдет детям с 6 лет. Однако он обладает меньшей эффективностью по сравнению с точечной обработкой миндалин.

Есть еще один необычный способ обработки пораженных участков горла — смазать кусочек ваты в снадобье и немного подержать его во рту.

Народные способы лечения красного горла у детей

При красном горле у ребенка 2-3 лет могут помочь рецепты народной медицины. Перед их применением нужно обязательно проконсультироваться с врачом, так как не все методы являются безопасными и универсальными. Так, например, если горло сильно покраснело из-за гнойной ангины, то делать согревающие компрессы не следует — инфекция проникнет в более глубокие ткани, что может привести к осложнениям.

Также некоторые народные методы являются высокоаллергенными. Использовать их при лечении ребенка-аллергика недопустимо.

Родители должны научить ребенка полоскать горло

Как не следует мазать ребенку горло люголем, йодом, хлорофилиптом и др. растворами?

Самые распространенные промахи родителей:

  • Попытка растворить лекарство с водой в надежде, что так ребенку будет легче перетащить смазывание горла. Такие действия только сведут на нет все старания — лечебного эффекта не будет, а дитя все равно будет чувствовать горечь.
  • Смазывание горла после еды – этого не необходимо делать ни в коем случае, так как ребенок может все вырвать. Также необходимо постараться не давать ребенку пищу в течение 20-30 минут после обработки.
  • Чересчур сильное надавливание. Если во время смазывания горла ребенку была наметена травма, нужно незамедлительно вызвать врача.
  • Закапывание лекарства в нос для того, чтобы оно по носоглотке угодило в гортань. Иногда такие советы дают педиатры, однако этот метод весьма опасен и может привести к серьезным последствиям.
Еще по теме:  Можно ли затереть швы плитки шпаклевкой

Многие родители задаются проблемой, с какого возраста можно обрабатывать горло ребенку? На этот счет имеется много противоречивой информации.

Сделаем вывод, лучше всего адресуется к проверенному педиатру, который заботится не только о выздоровлении, но и о том, как сделать лечение комфортным и безболезненным для ребенка.
Поделитесь с товарищами:

Винилин

Бальзам Шостаковского с поливиноксом — вязкая жидкость светло-желтого цвета, иногда ее называют «мазью». Средство обладает противомикробным, местным противовоспалительным, заживляющим действием. Нередко педиатры рекомендуют смазывать Винилином грибок в горле и язвочки в полости рта. Бальзам Шостаковского не является общепризнанным лекарством для лечения горла. Это средство для обработки кожи и слизистых.

Способ применения бальзама для детей до года — при болях в горле или язвочках в ротовой полости каплю средства наносят на пустышку. Старшим детям смазывают пораженные участки в горле Винилином в смеси с небольшим количеством масла мяты.

Винилин, Люголь, Стопангин

Перед тем, как помазать бальзамом, горло надо прополоскать раствором соли или соды.

Отзывы о Винилине для горла у детей можно разделить на три группы: положительные, нейтральные, отрицательные. Позитивное мнение о препарате сложилось у тех, кто правильно использовал его для лечения молочницы, легких форм ангины и фарингита. Соответственно, отрицательные комментарии оставляют все, кто ошибочно рассчитывал, что Винилин — панацея от всех проблем с горлом.

Противопоказания к применению

Препарат имеет большое количество побочных эффектов и противопоказаний, поэтому применять его можно только по назначению врача.

Среди патологий и заболеваний, которые ограничивают применение люголя, отмечаются:

Препарат противопоказан и беременным, так как проникая в системный кровоток матери, может негативно воздействовать на плод.

Источник: mosoblprofgos.ru

Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд.

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки».

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

  1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
  2. Вытягивать губы вперёд трубочкой.
  3. Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
  5. Язык широкий.
  6. Язык узкий.
  7. Чередование положений языка: широкий – узкий.
  8. Подъём языка за верхние зубы.
  9. Чередование движений языка вверх – вниз.
  10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

  1. Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.
  2. «Заборчик» – губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
  3. «Хоботок» – губы вытянуты вперёд трубочкой.
  4. «Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
  5. «Иголочка» – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» – «Иголочка».
  6. «Часики» – рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  7. «Качели» – движение языка: нос – подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» – рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» – вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» – зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» – «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок».

«Кролик» – зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

  1. «Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

– Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

– Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

  1. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

– Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

– Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

– Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

– Боковые края языка должны касаться уголков рта.

– Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

  1. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

– Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

– Нельзя надувать щёки.

– Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.

– Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

– Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

– Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Еще по теме:  Шпаклевка гипсовая волма финиш расход

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

– Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

– Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

– Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

– Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

– Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.

– Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

– Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

– Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

– Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

– Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

– Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

– При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

– Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

– Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

– Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

– Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

– Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

– Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

– Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

– Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

– Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

– Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

– Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

– Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

– Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

– Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

– Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

– Кончик языка не должен подворачиваться.

– Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется.

При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

– Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо.

Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить.

В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом.

Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Источник: vospitatel-sada.ru

Рейтинг
Загрузка ...