Как пользоваться шпателем для рисования

Знакомство с требуемыми материалами – это только первый шаг в удивительный мир пастельной живописи. Пастельная живопись довольно проста: работа идет при помощи брусков пастели и пальцев, остальное зависит от фантазии художника

При работе пастелью необходимо придерживаться определенных правил, в противном случае результат будет неудовлетворительным. Цвета будут не такими чистыми, бруски пастели будут все время крошиться в руках, а подчистка доставит массу трудностей. Кажущаяся легкость, при взгляде со стороны, работы с пастелью у профессиональных художников, во многом результат большого опыта. Далее вы сможете ознакомиться с типичными ошибками и трудностями, встречающимися на пути постижения пастельной живописи, у начинающего художника.

Пастельная живопись – это яркое и очень богатое возможностями средство художественного выражения. Приложите усилия и они окупятся сторицей, позволив, в дальнейшем, максимально полно использовать все заложенные возможности.

Растушевка

Растушевка, в пастельной живописи, прежде всего, означает распределение цвета. Если художник, пишущий маслом, при распределении красок использует кисть или мастихин, то пастелист – тряпку, растушку или руку. В то же время этот термин означает еще и сглаживание границ между фоном и цветом путем приглушения их интенсивности. Надо знать что растушевка — это базовый прием работы в пастельной живописи, принцип растушевки прост: пастелист рисует на бумаге бруском пастели, а впоследствии растирает оставленный след. А потом, поверх растушеванного пятна, накладываются следующие, более насыщенные слои пигмента.

7 урок Пион

Растушевка пальцами

Растушевка пальцами — это один из самых естественных и чаше всего используемых приемов работы. Пигмент равномерно (или неравномерно) распределяют по большому участку основы сжатыми вместе пальцами, а при небольших площадях используют только подушечки. Самое главное, особенно на первых порах, после растушевывания одного цвета вытереть руки, чтобы чистота цвета не нарушалась смешиванием.

Наложение пятен поверх растушевки

Слои пигмента разного цвета можно накладывать друг на друга, но не стоит забывать, что при большой насыщенности нижнего слоя, тон верхнего цвета потерпит изменения. Для избегания этого нужно предварительно растушевывать слой-основу, и только затем накладывать новый.

Подчистка

Подчитки в пастельной живописи следует применять как можно реже, в противном случае цвета на картине блекнут и не выглядят свежими. Злоупотребление ластиком может привести к повреждению поверхности, что, в свою очередь, влияет на способность пигмента хорошо ложиться на нее. Однако соблюдение далее упомянутых правил, может помочь уменьшить ущерб от подчистки к минимуму.

Первоначально необходимо подготовить корректируемый участок к работе, протереть его ватой или тряпочкой удаляя этим излишки пигмента. Уже после этого можно применять ластик. Следует соблюдать осторожность, давление на него должно быть не сильным, и не пытаться растереть корректируемый участок, так как это действие может привести к повреждению бумаги.

МАСТИХИН |Что это? Как пользоваться? Чем заменить?

Атмосферные явления

Существуют темы, которые при воплощении в полотно используют только метод растушевки. При этом растушеванные цветовые пятна плавно перетекают из одного в другое, при этом образуя гармоничное единство не только друг с другом, но и с цветом основы. Так обычно изображают водные пространства, неведомые дали и облачные пейзажи. Для воплощения этих тем необходимо правильно подобрать бумагу: ее фоновый цвет должен совпадать с преобладающей тональностью картины, для того чтобы пятна пигмента (растушеванные) органично сливались с основой.

Растушевка в пейзаже

Количество тем, которые можно полностью написать, используя только растушевку – небольшое. Приведенный далее пример является типичным представителем одной из них. Данный пейзаж отображает собой небо, с нарисованными на его фоне силуэтами деревьев. Первостепенная задача, в данном случае — передать характерные, то есть уменьшающиеся градации тона.

Единственные графические элементы этого пейзажа – деревья на фоне неба. Для передачи прозрачной чистоты основного мотива, необходимо всего несколько растушевок.

1 этап. Первоначально проводим светло-голубую линию по верхнему краю листа, при этом давим на брусок, так, чтобы след получался очень насыщенным. Далее растушевываем получившуюся линию, причем пигмент распределяем таким образом, что в результате должна получиться широкая полоса однородного цвета.

2 этап. Сразу под получившейся полосой накладываем пастель бледно-голубого цвета, при этом стараемся немного перекрыть ею нижнюю часть первого слоя. Далее повторяем предыдущую операцию, вплоть до получения плавного перехода темного тона в светлый.

3 этап. Еще ниже добавляем бледно-желтую пастель, постепенно осветляя будущий рисунок.

4 этап. Начинаем тщательно растушевывать все полосы, чтобы в результате они слились в одно целое с ранее нанесенными. Для лучшего осветления нижней части неба добавляем белую пастель и повторяем предыдущую работу.

5 этап. Теперь пора заняться нижней частью листа. Берем пастель оливково-зеленого цвета и покрываем ею нижнюю часть листа. На границе между бледно-голубым и зеленым рисуем натуральной сиеной тонкую полосу.

Еще по теме:  Чем очистить штукатурку с одежды

6 этап. Краем пастельного бруска пишем силуэты деревьев. Чтобы передать светотеневые нюансы этого мотива, нужно применять пастель черного и белого цветов, а также натуральную сиену.

Черные детали

Мелкие силуэты деревьев видные на пейзаже вырисованы черным цветом. Эти маленькие детали нелегко прорисовывать мягкой пастелью, так что в этом случае лучше пользоваться угольным карандашом или бруском твердой пастели.

Линии и пятна

Вместе с растушевкой в пастельной живописи применяются пятна и линии. Первые бывают как прерывистыми, так и непрерывными, простыми (используются для подчеркивания контура) или усложненными. Каждый из этих случаев вносит важный вклад в замысел художника, являясь передачей формы. Брусок пастели на бумаге может оставить пятно или линию, все зависит от того, как его приложить к поверхности — плашмя или под углом (в первом случае он может рисовать полосы, ширина которых равна ширине бруска). Обычно при работе над одним произведением настоящий художник использует весь арсенал доступных техник, поэтому на любой картине можно увидеть применение растушевки, линии и пятна: растушевка обычно служит для создания фона, на котором в свою очередь видны насыщенные и четкие элементы – линии и пятна.

Работа ребром бруска

Для проведения прямых линий лучше всего подходит ребро бруска (квадратное сечение) твердой пастели, для этого нужно приложить брусок к бумаге ребром и просто провести им черту продольно, в результате получится безупречная прямая. Того же эффекта можно добиться при использовании боковой поверхности мягкой пастели, правда толщина линии в этом случае будет значительно больше.

Пятна и оптическое смещение

Самые экспрессивные стили пастельной живописи используют пятна чистого цвета для выполнения работы, а вот растушевку при этом стараются не использовать совсем. Растушевка приглушает интенсивность цветов, что не всегда нравится автору произведения, поэтому они используют только нерастушеванные мазки, которые отлично передают свежесть и вибрацию чистого пигмента. Существует категория пастелистов, которые создают свои работы исключительно на основе цветовых пятен, исключая любую растушевку или смешение. Конечно, на близком расстоянии эти картины имеют абстрактный вид, зато на определенной дистанции зритель увидит цельное полотно, которое играет необыкновенными цветами, полученными благодаря оптическому смешению (пятна разного цвета воспринимаются человеком как целое).

Линии и пятна в натюрморте

Манера написания натюрморта, которую можно наблюдать на рисунке (работа Франсеска Креспо), достигается путем наложения пятен чистого цвета на фон. Для выполнения работ в этой манере нужен смелый и энергичный характер, так как работа выполняется решительными и энергичными штрихами, сразу, без каких-либо предварительных набросков. Опыт написания такого рода работ обязательно пригодится начинающему художнику.

Тема натюрморта проста — стоящий на шкафу кувшин с цветами. Художник выбрал не очень распространенный ракурс, однако стиль работы говорит, что это правильный выбор.

1 этап. Работа начинается с нанесения эскизного рисунка углем, при этом моделируется форма и объем, которые делаются энергичными штрихами и пятнами. Четки контуры и детали как таковые отсутствуют, а толстая линия дает намек лишь на общие очертания.

2 этап. В данном натюрморте фон создается посредством растушевки пятен охристого и светло-серого цветов. Эти пятна смешиваются, благодаря чему фон приобретает неопределенный оттенок, который отлично передает игру света и тени в глубине натюрморта.

Наложение чистых цветов поверх растушевки

Манера работы пастелью, которая демонстрируется в этой работе, достаточно интересна. Пятна чистого цвета и растушевка не только дополняют, но и подкрепляют друг друга – пятна чистого цвета смотрятся гармонично только на растушеванном фоне, а тот в свою очередь, умело подчеркивает выразительность чистых цветов. Именно поэтому не следует растушевывать пятна основной композиции, которая наносится поверх первоначально растушеванного фона, так же не следует пытаться получить равномерную насыщенность всем участкам картины. Обычно растушевку применяют только для второго плана или фона.

3 этап. Цветы — их цвет и форма получаются при наложении ярких насыщенных пятен, для этого брусок пастели прижимаем к бумаге (это позволяет добиться большой интенсивности цвета) и круговыми движениями создаем пятно.

4 этап. После завершения наложения пятен, нужную форму стеблей и цветов подчеркиваем углем. Если присмотреться, то видно, что некоторые участки работы были растушеваны пальцами художника, для того, чтобы уменьшить его интенсивность и контраст с фоном.

5 этап. Следующим этапом нужно доработать кувшин и другие детали композиции при помощи цветной пастели – все, натюрморт готов. Стоит обратить внимание что первоначальный рисунок углем гармонично вписался в общий строй картины по причине растушевки фона и проработанной гармонизации колорита.

  • Рисование тушью и маркерами
  • Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
  • Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
  • Что необходимо для создания леттеринга
  • Как нарисовать голову коня, поэтапно
  • Необходимые материалы и инструменты для художника
  • Подбираем материалы
  • Инструменты художника

Источник: gallerix.ru

Интерьерные картины текстурной пастой

Интерьерные картины текстурной пастой

Основная функция интерьерных картин – декорирование помещения. В этом заключается принципиальное отличие от авторских полотен. Классические варианты – репродукции известных полотен, постеры, модульные картины. Можно самостоятельно создать оригинальный декор, используя необычный материал – текстурную пасту, позволяющую создать рельеф, объем.

Еще по теме:  Что такое катафорезная грунтовка

Особенности рисования текстурной пастой

Текстурная (моделирующая, структурная) паста – густая пластичная смесь акрила с добавками на водной основе. Паста нашла применение в живописи, скрапбукинге, объёмном декупаже, оформлении интерьеров.

Разновидности текстурной пасты:

  1. Универсальная, состоящая из белой акриловой краски с добавлением клея ПВА, воды, талька или соды. Состав плотный, его используют в качестве основания для дальнейшей работы.
  2. Мелкозернистые виды содержат добавки мелких частиц, позволяющих имитировать поверхность снега, камня, воды.
  3. Крупнозернистые пасты имеют в составе крупные гранулы. Большая масса смеси сужает сферу использования, основная область применения – интерьерная живопись.
  4. Пасты с добавками предназначены для финишной обработки, они содержат кусочки слюды, блёстки, бисер, пемзу, металлическую стружку и т. д.

В процессе работы над интерьерной картиной могут понадобиться все виды продукции.

Школа рисования «Арт-Квартира» приглашает жителей Санкт-Петербурга и Москвы на мастер-класс по созданию картины Луна/Земля текстурной пастой. Продолжительность занятия 3-4 часа, за это время вы станете автором уникальной интерьерной картины диаметром 40, 50, 60, 100 см. Стоимость мастер-класса зависит от размера картины, составляет 4.000- 10.000 руб. Школа рисования предоставляет инструменты и материалы, они включены в стоимость занятия. Записаться на мастер-класс или курсы рисунка для начинающих можно по телефону или на сайте, студия находится в центре города на Невском проспекте.

Инструменты для создания интерьерной картины

Основой для интерьерной картины может быть любая жесткая поверхность – пластик, фанера, дерево, стекло, керамика, древесно-стружечная плита, бетонная или оштукатуренная стена. Традиционные художественные краски не позволяют создать объём и текстуру, с этим справляются моделирующие составы.

Для работы понадобятся инструменты:

Интерьерная картина

  1. Мастихин – лопатка, рабочая часть выполнена из нержавеющей стали. Различаются формой и размерами. Чем мягче лопатка, тем легче работать. С помощью инструмента набирают массу, удаляют лишний материал, формируют изображение.
  2. Малярная кисть для сглаживания резких переходов. Мокрая кисть размягчает подсохший слой, если необходимо внести изменения или поправки.
  3. Шпатель для формирования основы.
  4. Ножи, скребки для выравнивания поверхности или создания узора.
  5. Кондитерский шприц, набор насадок.
  6. Трафареты.
  7. Шлифовальная сетка.
  8. Краски.

Процесс создания картины текстурной пастой

Новичку проще создавать картину на горизонтально расположенной основе. Прежде чем приступить к работе, необходимо подготовить эскиз натуральную величину.

  1. Подготовка основы заключается в очистке и выравнивании. Гладкую поверхность желательно обработать наждачной бумагой, это улучшит сцепление. С этой же целью основание грунтуют, наносят слой универсального состава толщиной 2-3 мм. Можно самостоятельно приготовить состав, смешав гипс и финишную шпаклёвку на акриловой основе в равных количествах.
  2. Окраска базового слоя. Его можно сделать однородным или создать цветовые переходы. Выложите на палитру несколько цветов пасты, шпателем нанесите на основу, перемешивая и растушевывая в соответствии с эскизом.
  3. Перенесите эскиз на основу. Если сомневаетесь в умении рисовать, расчертите сетку, перенесите рисунок по точкам.
  4. Создайте объём, последовательно накладывая слой за слоем.
  5. Раскрасьте картину, используя несколько цветов.
  6. Подчеркните тени и свет акриловой краской.

Текстурная паста не имеет запаха. Удалить неудачный фрагмент можно с помощью воды, нужно сделать это до окончательного высыхания. Просушенная текстурная паста становится водостойкой. Готовое изображение просушите, покройте бесцветным лаком для защиты от влаги, загрязнений. Время высыхания зависит от толщины слоя пасты, наличия добавок, температуры и влажности в помещении.

Корочка на поверхности появляется примерно через 2 часа, для высыхания интерьерной картины может понадобиться несколько суток. Использование фена ускоряет процесс, но есть риск испортить картину.

Если текстурная паста загустела, можно её разбавить, добавив:

  • воду, пасту переложить в ёмкость, побрызгать водой, плотно закрыть крышку, через некоторое время вода впитается, остаток необходимо слить (важно обеспечить герметичность банки, крышку можно заклеить дополнительно скотчем);
  • разбавитель для акрила, тщательно перемешать;
  • жидкий строительный акриловый грунт, получается пластичный состав с хорошей адгезией;
  • клей ПВА.

Текстурные пасты позволяют имитировать поверхность металла, древесины, камня, бетона, снега, волн. Их применение расширяет творческие возможности художника.

Источник: art-kvartira.ru

Техники живописи. Обзор.

Техникой в живописи называют особенности наложения краски на холст и связанные с этим визуальные и оптические эффекты. Техники могут быть как традиционные — акварельная техника, техника рисования акрилом и т.д., так и авторские — техника живописи художника, также техникой живописи называют комплекс приёмов и методов рисования — послойная техника рисования маслом, мазковая техника живописи и прочие.

За всю историю живописи техник рисования появилось очень много, а с появлением новых технологий и материалов для творчества, их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Появляются пограничные техники, смешенные техники живописи, изменяются традиционные особенности работы с краской в угоду времени. Рассмотрим некоторые основные техники живописи.

Техника лессировки. Художник: Крюкова Екатерина Александровна. Акварель, скетчбук.

1) Техника лессировки.
Это техника рисования краской тонким слоем сразу по основе или по просушенному слою краски. Характерна только для прозрачных красок — масла, акварели, иногда акрила. Основное качество лессировки — прозрачность. Нанесённый поверх предыдущего слоя краски слой лессировки как бы глазирует поверхность картины, придаёт особую выразительность и глубину слоям краски, лежащим под лессировкой.
В сочетании с плотными укрывистыми слоями краски в картине маслом лессировка создаёт иллюзию глубины и прозрачности, благодаря ей появляется объёмная живопись.

Еще по теме:  Расход родмана на 1м2 штукатурки стен

Мазковая техника. Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Ирисы. Холст, масло. 2007г.

2) Мазковая техника живописи.
Среди техник живописи мазковая выделяется особо. Это такой способ живописи, когда краска смешивается на палитре и наносится на холст отдельными мазками — каждый мазок на своё место. Таким образом, объём и форма в живописи вылепливаются наложенными на холст мазками нужного цвета, тона, размера. Фактурная живопись, демонстрирующая множество мазков разного качества и рельефа, рассматривается на расстоянии, таким образом отдельные мазки краски сливаются в единое целое изображение и придают картине реалистичность, живость, динамичность. Мазковая техника живописи учит художника точно намешивать нужные оттенки и класть их в нужное место, поэтому она используется при обучении художников чаще всего.

Сочетание техник в живописи. Художник: Крюков Игорь Михайлович. Холст, масло, 2010г.

3) Сочетание техник в живописи.
Для выражения авторской идеи в живописной работе чаще всего художники используют несколько техник одновременно. Чередуя лессировки с корпусным, укрывистым письмом, а мазковую технику с плоскими пятнами, мастера живописи добиваются необычных оптических эффектов. Станковая живопись при этом сохраняет свою самобытность и выразительность. Она не просто копирует натуру, но является альтернативной реальностью, художественной фантазией, версией бытия мира художника, она представляет собой произведение искусства, которое создал художник, живопись, как материальное выражение идеи.
Контраст техник помогает сконцентрировать внимание зрителя на самом главном, помогает в построении композиции и вносит разнообразие в набор художественных приёмов живописца.

Импрессионистическая техника живописи. Художник: Кузнецова Анастасия

4) Импрессионистическая техника живописи.
В отличие от техники раздельного мазка в живописи, импрессионизм в современном искусстве делает акцент на особую мелкость и подвижность мазков краски. Здесь мазки не являются частями единого пазла, они создают ритмически-динамичную структуру, передают движение воздушных и водных потоков, мягкую вибрацию световых лучей, влажность и глубину воздуха и т.д.
Классические представители искусства импрессионизма — Клод Моне и Эдуард Мане пытались передать в живописи впечатление от увиденного, а не копировать реальность такой, как она есть. Современные импрессионисты, подхватив эту идею, передают в живописи быстротечность времени, динамичность жизни, лёгкость и неуловимость состояний природы.

Декоративная живопись. Художник: Крюкова Татьяна Вячеславовна. Картон, гуашь, простой карандаш. 1999г

5) Декоративная живопись.
Это своеобразная плоскостная техника живописи, при которой цветовые пятна наносятся на холст небольшими выкрасками, обводятся, подчёркиваются, а само изображение теряет объёмность. При этом такая техника рисования позволяет создавать красивые, яркие по цвету и весьма выразительные произведения искусства. А некоторая условность и демонстративная лаконичность таких картин делает их простыми для восприятия и создают прекрасное цветовое пятно в скучном интерьере. Сегодня декоративизм в живописи переживает новый виток развития, а техника декоративной живописи обогащается современными материалами и техническими подспорьями — перламутровые и флуоресцентные акриловые краски, текстурные пасты, глянцевые и матовые лаки, силиконовые гели — всё это наделяет лаконичные плоские выкраски необыкновенными эффектами, создаёт дополнительные фактуры в живописи.

Дополнительные фактуры в живописи. Художник: Кузнецова Анастасия

6) Дополнительные фактуры в живописи.
Помимо традиционного письма кистями (грубыми фактурными и мягкими), часто художники используют разнообразные приёмы работы с краской мастихином. Мастихин помогает создать в картине дополнительный рельеф, смешать краски прямо на холсте для получения необычных цвето-оптических и фактурных эффектов, изменить направление движения краски, что тоже придаст особую техничность живописи. Мастихином рисуют плашмя, нанося крупные и объёмные густые мазки, ребром, когда проводят тонкие прямые линии, остриём — при накладывании краски самым кончиком металлической лопатки.
Иногда художники применяют технику коллажа в живописи, вклеивая в холст салфетки, репродукции, кусочки ткани, фольгу, сусальное золото и т.д. Часто мастера просто прикладывают к свежему красочному слою кусочки мятой газеты или грубую фактурную ткань (мешковину, гипюр, сетку) — они создают эффектные отпечатки на гладкой поверхности и дают возможность втирать в полученные углубления контрастный по цвету и тону оттенок краски, после высыхания предыдущего слоя.

Техника затирки. Художник-ученик: Антон Лопатин. Гуашь.

7) Техника затирки.
Притирание краски кистью к предыдущему слою или втирание первого красочного слоя в холст нередко используется современными художниками в создании портретов и натюрмортов. Техника затирки кистью помогает списать грубые контрастные сочетания форм и цветов, плавно вводя их друг в друга. Обычно так пишут портрет на холсте маслом, причём затирки используются только в живописи самого лица и рук и при рисовании однородного фона. В прорисовке одежды, волос и ярких частей лица (глаза, губы) применяют и лессировки и мазковую технику и даже элементы декоративизма.
При всей своей излишней аккуратности и “вылизанности” техника затирки позволяет быстро и экономично выполнить первую прописку цветовых отношений и закладывает цельные, гармоничные оттенки цвета в начале работы над картиной.

Источник: jotto8.ru

Рейтинг
Загрузка ...